Главная arrow Статьи arrow Организация самостоятельной работы студентов
29.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Организация самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы студентовСоциально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе в настоящее время, предъявляют системе высшего профессионального образования качественно новые требования к уровню подготовки специалистов.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года содержание и технологии вузовского образования должны быть ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков, практическое применение которых могло бы обеспечить выпускнику успешную реализацию его профессиональных функций.

Именно эти знания, умения и навыки являются основой профессиональной деятельности и обозначаются в образовательных стандартах нового поколения (далее — ФГОС) как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, выступающих в качестве результата образования. В блок общекультурных компетенций, как правило, включаются универсальные организационные умения, определяющие готовность и способность выпускников адаптироваться к современным условиям реальной жизни. В профессиональные компетенции входят свойства субъекта, характеризующие его способность к овладению определенным объектом профессиональных знаний и умению применять их на практике.

Разграничение компетенций на общекультурные и профессиональные влечет за собой детализацию содержания каждой группы компетенций. Таким образом, общекультурные делятся на общенаучные, универсальные, межличностные (социальные) и инструментальные, тогда как профессиональные компетенции подразделяются на общепрофессиональные и узкоспециальные. Содержание ключевых компетенций для каждого направления подготовки в вузе детерминируется содержанием, а точнее, потребностями производственной предметной области. Однако для системы высшего профессионального образования становится важным не только определение содержания компетенций, актуальных для каждого конкретного образовательного направления, но и выявление организационно-педагогических условий их формирования и развития при обучении различным дисциплинам, входящим в основную образовательную программу подготовки студентов. Таким образом, изменения в системе высшего образования влекут за собой необходимость пересмотра традиционных моделей организации обучения и подходов к разработке его содержания.

Моделирование педагогических систем и подсистем является одной из важнейших задач современного образования. Процесс создания модели подразумевает ряд этапов ее построения. Первым этапом можно назвать выбор методологической основы моделирования системы. Как известно, к методологической основе относятся подходы, приемы, методы, принципы обучения. Вторым этапом является постановка задач моделирования, определение дидактической цели. Третьим этапом выступает выбор инструментальных средств моделирования.

Основным требованием к процессу моделирования, а точнее к его результату, можно отнести категорию универсальности модели, т. е. насколько разработанная модель подлежит транслированию для организации аналогичных образовательных систем и систем схожего типа. Основываясь на анализе потребностей высшего профессионального образования в области подготовки инженерных кадров, осуществим моделирование организации обучения по иностранному языку, в частности процесса организации самостоятельной работы. Актуальность рассмотрения аспектов, связанных с организацией самостоятельной работы, обусловлена тем, что ее доля существенно возросла в связи с переходом на двухуровневую систему образования, в то время как подходы к организации изменились незначительно.

Как было сказано выше, цель моделирования заключается в выполнении экспертной оценки относительно текущих проблем организации процесса и анализа потенциальных ее изменений в сторону улучшения. Для выявления существующих недостатков необходимо провести сравнительный анализ. Для этого спроектируем модель существующей формы организации самостоятельной работы студентов и назовем ее «как есть».

Анализ организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузах г. Томска показывает, что основная проблема существующей традиционной формы организации самостоятельной работы студентов заключается в том, что она ориентирована на самостоятельную работу репродуктивного типа, вследствие чего ей уделяется мало внимания в процессе обучения и организуется она в большинстве случаев формально. Как правило, вузами используются две формы организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку:

  • 1) «традиционная» самостоятельная работа, которая выполняется студентом самостоятельно после каждого практического занятия;
  • 2) аудиторная самостоятельная работа, которая проводится полностью или опосредованно под руководством преподавателя.

Нет сомнения, что данные виды самостоятельной работы важны и эффективны для выполнения определенных задач обучения. Однако зачастую они не имеют системности, носят эпизодический характер и имеют слабую мотивацию у студентов.

Под альтернативным подходом к организации самостоятельной работы студентов понимается вид самостоятельной работы, который предполагает большую индивидуализацию заданий, большую свободу исследовательского поиска, ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности студентов, что происходит за счет применения практико-ориентированных учебных материалов и интеграции межпредметных связей. Данный вид самостоятельной работы может быть определен как четко «организованный и планируемый», что влечет за собой описание различных вариантов его организации и реализации. Чтобы проследить разницу в организации самостоятельной работы студентов «как есть» и «как должно быть», осуществим формализацию этих двух процессов при помощи средств функционального моделирования, методологии IDEF0.

В системном анализе под формализацией процесса понимается точное его описание, а также разработка и внедрение регламентирующих документов (программ, инструкций, положений и т. д.). Формализация процесса позволяет представить систему прозрачно и четко определить обязанности и ответственность всех участвующих сторон.

Методология IDEF0 была специально разработана для решения задач моделирования, в частности моделирования бизнес-процессов, однако ее программные и графические средства позволяют использовать ее как инструмент проектирования и образовательных систем. Целью моделирования является представление некой системы в виде набора взаимосвязанных функциональных блоков. Всякая система подразумевает категории «входа» и «выхода». Другими словами, взаимодействие системы с окружающим миром описывается как «вход» (нечто, что перерабатывается системой), тогда как «выходом» является результат функционирования этой системы. В качестве «входа» рассматриваются элементы управления учебным процессом, т. е. регламентирующие документы, такие как ФГОС, рабочие программы и др., а также ресурсы и исходные данные, необходимые для проведения и выполнения различного вида работ.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru