Организация самостоятельной работы студентов
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе в настоящее время, предъявляют системе высшего профессионального образования качественно новые требования к уровню подготовки специалистов.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года содержание и технологии вузовского образования должны быть ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков, практическое применение которых могло бы обеспечить выпускнику успешную реализацию его профессиональных функций.
Именно эти знания, умения и навыки являются основой профессиональной деятельности и обозначаются в образовательных стандартах нового поколения (далее — ФГОС) как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, выступающих в качестве результата образования. В блок общекультурных компетенций, как правило, включаются универсальные организационные умения, определяющие готовность и способность выпускников адаптироваться к современным условиям реальной жизни. В профессиональные компетенции входят свойства субъекта, характеризующие его способность к овладению определенным объектом профессиональных знаний и умению применять их на практике.
Разграничение компетенций на общекультурные и профессиональные влечет за собой детализацию содержания каждой группы компетенций. Таким образом, общекультурные делятся на общенаучные, универсальные, межличностные (социальные) и инструментальные, тогда как профессиональные компетенции подразделяются на общепрофессиональные и узкоспециальные. Содержание ключевых компетенций для каждого направления подготовки в вузе детерминируется содержанием, а точнее, потребностями производственной предметной области. Однако для системы высшего профессионального образования становится важным не только определение содержания компетенций, актуальных для каждого конкретного образовательного направления, но и выявление организационно-педагогических условий их формирования и развития при обучении различным дисциплинам, входящим в основную образовательную программу подготовки студентов. Таким образом, изменения в системе высшего образования влекут за собой необходимость пересмотра традиционных моделей организации обучения и подходов к разработке его содержания.
Моделирование педагогических систем и подсистем является одной из важнейших задач современного образования. Процесс создания модели подразумевает ряд этапов ее построения. Первым этапом можно назвать выбор методологической основы моделирования системы. Как известно, к методологической основе относятся подходы, приемы, методы, принципы обучения. Вторым этапом является постановка задач моделирования, определение дидактической цели. Третьим этапом выступает выбор инструментальных средств моделирования.
Основным требованием к процессу моделирования, а точнее к его результату, можно отнести категорию универсальности модели, т. е. насколько разработанная модель подлежит транслированию для организации аналогичных образовательных систем и систем схожего типа. Основываясь на анализе потребностей высшего профессионального образования в области подготовки инженерных кадров, осуществим моделирование организации обучения по иностранному языку, в частности процесса организации самостоятельной работы. Актуальность рассмотрения аспектов, связанных с организацией самостоятельной работы, обусловлена тем, что ее доля существенно возросла в связи с переходом на двухуровневую систему образования, в то время как подходы к организации изменились незначительно.
Как было сказано выше, цель моделирования заключается в выполнении экспертной оценки относительно текущих проблем организации процесса и анализа потенциальных ее изменений в сторону улучшения. Для выявления существующих недостатков необходимо провести сравнительный анализ. Для этого спроектируем модель существующей формы организации самостоятельной работы студентов и назовем ее «как есть».
Анализ организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузах г. Томска показывает, что основная проблема существующей традиционной формы организации самостоятельной работы студентов заключается в том, что она ориентирована на самостоятельную работу репродуктивного типа, вследствие чего ей уделяется мало внимания в процессе обучения и организуется она в большинстве случаев формально. Как правило, вузами используются две формы организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку:
- 1) «традиционная» самостоятельная работа, которая выполняется студентом самостоятельно после каждого практического занятия;
- 2) аудиторная самостоятельная работа, которая проводится полностью или опосредованно под руководством преподавателя.
Нет сомнения, что данные виды самостоятельной работы важны и эффективны для выполнения определенных задач обучения. Однако зачастую они не имеют системности, носят эпизодический характер и имеют слабую мотивацию у студентов.
Под альтернативным подходом к организации самостоятельной работы студентов понимается вид самостоятельной работы, который предполагает большую индивидуализацию заданий, большую свободу исследовательского поиска, ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности студентов, что происходит за счет применения практико-ориентированных учебных материалов и интеграции межпредметных связей. Данный вид самостоятельной работы может быть определен как четко «организованный и планируемый», что влечет за собой описание различных вариантов его организации и реализации. Чтобы проследить разницу в организации самостоятельной работы студентов «как есть» и «как должно быть», осуществим формализацию этих двух процессов при помощи средств функционального моделирования, методологии IDEF0.
В системном анализе под формализацией процесса понимается точное его описание, а также разработка и внедрение регламентирующих документов (программ, инструкций, положений и т. д.). Формализация процесса позволяет представить систему прозрачно и четко определить обязанности и ответственность всех участвующих сторон.
Методология IDEF0 была специально разработана для решения задач моделирования, в частности моделирования бизнес-процессов, однако ее программные и графические средства позволяют использовать ее как инструмент проектирования и образовательных систем. Целью моделирования является представление некой системы в виде набора взаимосвязанных функциональных блоков. Всякая система подразумевает категории «входа» и «выхода». Другими словами, взаимодействие системы с окружающим миром описывается как «вход» (нечто, что перерабатывается системой), тогда как «выходом» является результат функционирования этой системы. В качестве «входа» рассматриваются элементы управления учебным процессом, т. е. регламентирующие документы, такие как ФГОС, рабочие программы и др., а также ресурсы и исходные данные, необходимые для проведения и выполнения различного вида работ.
|