Подход к духовно-эстетическому воспитанию
Повышение роли социально-культурного фактора в современном образовательном пространстве требует усиления внимания духовно-эстетическому воспитанию обучающейся молодежи — нового поколения специалистов.
Это особенно необходимо в подготовке педагогических кадров, что успешно осуществляется на национально-культурном (художественном) наследии русского народа при междисциплинарном подходе (педагогических дисциплин) в определенной педагогической системе с ее конструктивно-технологическими компонентами. Процессуальная система духовно-эстетического воспитания будущих учителей на высоких эстетических ценностях из национально-художественного наследия при изучении педагогических дисциплин строится с учетом цели, задач, основного направления, содержания, педагогики и критериев духовно-эстетического воспитания будущих учителей в данном учебном процессе.
В процессуальную структурно-содержательную систему этого воспитания будущих педагогических кадров включаются следующие поэтапно-последовательные компоненты:
Раскрытие студентам социально-общественной значимости, недвижимость духовно-эстетического воспитания будущего учителя (в контексте государственной образовательной политики). Закрепление у будущих учителей осознания важности духовно-эстетической воспитанности со ссылкой на философско-педагогические идеи и суждения великих мыслителей Востока, на народную педагогику и методолого-педагогические труды современных ученых (в курсе " История педагогики").
Приобретение студентами системы необходимых знаний, понятий, представлений, впечатлений, в том числе, по духовно-эстетическому воспитанию учащихся на высокоэстетических национально-художественных ценностях, высоко воспитательно-потенциальных. Формирование духовно-эстетических качеств, сторон и способностей личности, в том числе, профессионально значимых. Ознакомление будущих учителей с системой, поэтапностью, содержанием, педагогической технологией, методами и методикой духовно-эстетического воспитания вообще, учащихся, в частности (в курсе " Теория педагогики").
Приобщение будущих учителей к педагогическому творчеству и мастерству в духовно-эстетическом воспитании учащихся на национально-художественных ценностях, в том числе. В духовно-просветительской работе (в вузе, школе) (в курсе " Педагогическое мастерство").
Подготовка " духовно-эстетической, воспитательной продукции" (планирование, конструирование, технология разработки с элементами самообразования, ее реализация (в группе, вузе, школе) на социально-активном уровне. С последующей самооценкой (в курсе " Педагогические технологии").
В основе этой системы выделяются следующие структурно-содержательные компоненты:
- мотивационный;
- элементарно-понятийный;
- художественно-эстетического познания и восприятия;
- профессионально-познавательный (в воспитательных духовно-эстетических пределах);
- технолого-педагогический и организационно-управленческий;
- педагогического искусства и мастерства в профессионально-духовно-эстетической деятельности;
- практически-созидательный (с актуализацией и социализацией интеллектуально-творческой продукции личностного духовно-эстетического и профессионально-воспитательного характера);
- самообразовательной и воспитательной деятельности; личностной и профессиональной духовно-эстетической социализации.
|