Повышение квалификации специальных педагогов
Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специальных педагогов.
Современное общество, которое по своей сути многообразно как в экономическом, так и в социально-культурном аспектах, возлагает новые задачи для разрешения проблем различных слоев населения с целью достижения, сохранения гармонии и духа сотрудничества, равноправного доступа к ресурсам общества.
Среди этих задач особое место занимает вопрос социализации и интеграции детей с проблемами в развитии.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых прав граждан и не ограничивается состоянием его здоровья. Для инвалидов, в особенности детей-инвалидов, важнейшей составляющей комплекса реабилитационных мероприятий является получение образования, а в последующем, возможна и организация удаленной работы на дому. От уровня полученного образования напрямую зависит их социальная реабилитация, адаптация и интеграция в обществе.
Отклонение от общепризнанной нормы в физическом и психическом развитии изменяет, а иногда и прерывает нормальный процесс социализации ребенка. Большую роль играет деятельность педагога в становлении личности, социализации ученика с проблемами в развитии. Поэтому немаловажную роль играет процесс повышения квалификации педагогических кадров, так как данный вопрос является одним из центральных вопросов реформирования системы образования.
Современные требования, предъявляемые к специальному педагогу это:
- знание своей работы на профессиональном уровне;
- умение направлять процесс на каждого ученика, на его возможности;
- научный, творческий подход в работе (систематическое изучение возможностей каждого ученика, составление диаграммы клиники развития);
- подготовка учащихся к реабилитации и адаптации в обществе.
Исходя из вышеперечисленного, учеными-специалистами кафедры разработаны государственные требования, отвечающие современным требованиям по 33 направлениям специального образования. Основная образовательная программа повышения квалификации курсов разработана на основании этих требований и включает в себя учебный план, программы учебных предметов.
В целях повышения профессионализма специальных педагогов, коллектив кафедры работает над модернизацией данного направления. Это внедрение в учебный процесс современных инновационных технологий, как например: ИКТ, передовые педагогические технологии, интерактивные методы преподавания, создание мультимедийных пособий для учащихся специализированных школ.
В связи развитием и нарастанием интеграционных, инклюзивных процессов, а также многие другие тенденции ставят вопросы пересмотра работы с другого ракурса. С 2006 года мы стали организовывать курсы для учителей инклюзивных школ. Мы считаем, что должна вестись работа над совершенствованием учебно-тематических планов этих курсов и добиться регулярности в организации их. То есть много внимания должно уделяться вопросам использования ИПО, являющейся важным условием успешности включения ребенка в общеобразовательный процесс. Ещё один вопрос, который играет немаловажную роль в инклюзивном процессе. Мировой опыт показывает, что в процессе внедрения инклюзивного образования должны лидировать директора общеобразовательных школ, руководители подразделений. В связи с чем актуальной проблемой на сегодняшний день является вопрос включения темы по инклюзивному образованию в учебные планы курсов повышения квалификации по всем направлениям. Пока этот вопрос не будет четко поставлен и подкреплен законодательно, не будет достигнута стабилизация в этом направлении.
|