Главная arrow Статьи arrow Проблема адаптации студентов в вузе
02.12.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Проблема адаптации студентов в ВУЗе

Студенты — группа людей, находящихся в юношеском возрасте, которым присущи ряд особенностей, таких как:

укрепление своей Я- концепции, формирование ценностных ориентаций, норм морали, самоопределение, поиск области приложения своего труда, осознание своего места в мире. Ключевой момент, характерный для этого возраста — завершение формирования основных черт личности. Именно на таком «субстрате» происходит становление будущего специалиста.

Студент-первокурсник, впервые столкнувшийся с новыми условиями жизнедеятельности в ВУЗе, неизбежно испытывает трудности, которые вызывают фрустрацию и стресс. Существует масса факторов, влияющих на развитие стресса: врождённые особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; факторы социальной среды; когнитивные факторы. Процесс адаптации, который призван их сократить, далеко не прост.

Новые условия жизнедеятельности могут отражаться на состоянии здоровья будущих специалистов. Неоднократно отмечалось, что к заболеваниям, которыми чаще всего болеют студенты, относятся вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, болезни органов пищеварения, нервно-психические расстройства. В то время как этому возрасту присуще активная интеллектуальная, познавательная деятельность и наиболее активное нравственное и эстетическое становление.

Учитывая роль эмоционально-стрессовых факторов в возникновении названных заболеваний, можно полагать, что распространенность их среди студентов связана с дезадаптацией к большим и непривычно организованным учебным нагрузкам в вузе, необходимостью выработки новых стратегий поведения, приспособления к студенческому укладу жизни.

При поступлении в ВУЗ коренным образом меняется стиль жизни, условия труда и отдыха, режим дня первокурсника в целом. Именно в этот момент студенты более уязвимы перед различными стрессорами и подвержены влиянию стресса в значительной мере. В то же время, студенты-старшекурсники фактически сталкиваясь с такими же трудностями в профессионально-трудовой сфере деятельности демонстрируют большую устойчивость к возможным проявлениям стресса, что может объясняться их более высоким уровнем адаптации к упомянутым выше условиям. В свою очередь, стрессоустойчивость — индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.

Эмпирический этап исследования основывался на следующих психодиагностических методиках: Тест на стрессоустойчивость, бостонский тест — Анализ стиля жизни, Тест на учебный стресс, Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения.

Обработка теста на стрессоустойчивость показала, что большей устойчивостью к стрессу обладают студенты старших курсов (22% опрошенных против 15% первокурсников). 48% старшекурсников, а также 44% первокурсников обладают уровнем стрессоустойчивости, находящимся в пределах нормы. Большей повышенной чувствительностью к стрессу обладают первокурсники в количестве 41%. В то же время, треть старшекурсников также чувствительны к стрессу.

По результатам методики Анализ стиля жизни — уровень стресса в норме у 69% первокурсников и 52% старшекурсников. Но, высокой уязвимостью к стрессу обладают только студенты 1 курса, в количестве 4%. На эту категорию студентов стресс оказывает существенное негативное влияние. В свою очередь, высокой устойчивостью к стрессу не обладает ни один представитель студенчества.

Исследование результатов на учебный стресс показало, что напряжение, вызванное большой учебной нагрузкой беспокоит практически в равной мере первокурсников и старшекурсников. Первокурсники и студенты старших курсов считают, что такая проблема как излишне серьёзное отношение к учёбе вносит весомый вклад в их общую картину стресса. Пункт «проблемы в личной жизни» оказался актуальным и одинаково оцененным во всех выборках. Общим так же является и субъективная оценка проявлений стресса: респонденты отметили головную боль, снижение работоспособности, утомляемость.

Проблема адаптации студентов в ВУЗеНесмотря на сходство, наблюдаются и различия: для студентов 1 курса не является сильным стрессором недостаточность учебной литературы, пособий, материалов, даже если на первом курсе им будут преподавать английский для детей — это их абсолютно не встревожит. В то время старшекурсники обращают на это большее внимание. Закономерным является то, что такая ситуация как жизнь вдали от родителей была более оценена первокурсниками, что объясняется начальной стадией адаптации к новым условиям, старшекурсники придают этому меньшее значение. Но, проблема совместной жизни с чужими людьми практически не вызывает стресс у первокурсников. Постоянная нехватка времени максимально отмечена старшекурсниками, что также объясняется большим объёмом работы и боязнью всего не успеть, а так же повышенным уровнем ответственности, по сравнению с первокурсниками, которые ещё не в полной мере с этим столкнулись. Потеря уверенности в себе и снижение самооценки как одно из проявлений учебного стресса не столь характерно как для первокурсников, так и для старшекурсников. В то же время, ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами больше присуще первокурсникам. Общим для первокурсников и старшекурсников является повышение уровня волнения перед экзаменами, но интенсивность этого процесса выше у первокурсников.

Ярко выражены различия в оценке самочувствия и активности у студентов различных курсов. Низкая оценка данного параметра у старшекурсников может являться следствием стресса, накапливающегося на протяжении всех лет учёбы и проявляющегося в виде каких-либо соматических реакций. Низкая оценка своей активности первокурсников вполне закономерна и объяснима теми же процессами адаптации, которые только набирают силу в первом семестре учебы. Высокая активность старшекурсников связана с их готовностью применять полученные знания, умения, навыки в их будущей профессиональной деятельности, с поиском будущего места работы, повышенным стремлением к самопрезентации и самореализации.

Также, было выяснено, что подавляющее большинство испытуемых не имеют представлений о техниках НЛП и приёмах медитации, аутотренинге, как одних из множества методик снятия стрессовых состояний. В связи с этим встаёт проблема психологического просвещения. Её решение методами воспитательной работы, проводимой в ВУЗе, поможет избежать многих стрессовых ситуаций. В этом и есть сущность психологического сопровождения студентов.

Ориентируясь на студенческую среду, как на одну из сред жизни и возрастные особенности испытуемых, нами предлагается способ устранения причин стресса путём совершенствования поведенческих навыков существования в социуме, представленного академической группой. Можно повысить свой уровень самооценки при изменении телесных параметров. Прямая спина, плечи, разведенные в стороны; отсутствие лишних движений, поднятый подбородок, расслабленные мышцы, медленный темп речи, взгляд в глаза собеседнику — могут сказать об уверенности.

Для коррекции фрустрирующих состояний целесообразно применять алгоритм эффективной постановки жизненных целей, который должен характеризоваться достижимостью, позитивной формулировкой. Если при составлении планов и постановке целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов снижается.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило тезис о том, что уровень стрессоустойчивости студентов будет возрастать по мере их адаптации к условиям жизнедеятельности в ВУЗе.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru