Проблема адаптации студентов в ВУЗе
Студенты — группа людей, находящихся в юношеском возрасте, которым присущи ряд особенностей, таких как:
укрепление своей Я- концепции, формирование ценностных ориентаций, норм морали, самоопределение, поиск области приложения своего труда, осознание своего места в мире. Ключевой момент, характерный для этого возраста — завершение формирования основных черт личности. Именно на таком «субстрате» происходит становление будущего специалиста.
Студент-первокурсник, впервые столкнувшийся с новыми условиями жизнедеятельности в ВУЗе, неизбежно испытывает трудности, которые вызывают фрустрацию и стресс. Существует масса факторов, влияющих на развитие стресса: врождённые особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; факторы социальной среды; когнитивные факторы. Процесс адаптации, который призван их сократить, далеко не прост.
Новые условия жизнедеятельности могут отражаться на состоянии здоровья будущих специалистов. Неоднократно отмечалось, что к заболеваниям, которыми чаще всего болеют студенты, относятся вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, болезни органов пищеварения, нервно-психические расстройства. В то время как этому возрасту присуще активная интеллектуальная, познавательная деятельность и наиболее активное нравственное и эстетическое становление.
Учитывая роль эмоционально-стрессовых факторов в возникновении названных заболеваний, можно полагать, что распространенность их среди студентов связана с дезадаптацией к большим и непривычно организованным учебным нагрузкам в вузе, необходимостью выработки новых стратегий поведения, приспособления к студенческому укладу жизни.
При поступлении в ВУЗ коренным образом меняется стиль жизни, условия труда и отдыха, режим дня первокурсника в целом. Именно в этот момент студенты более уязвимы перед различными стрессорами и подвержены влиянию стресса в значительной мере. В то же время, студенты-старшекурсники фактически сталкиваясь с такими же трудностями в профессионально-трудовой сфере деятельности демонстрируют большую устойчивость к возможным проявлениям стресса, что может объясняться их более высоким уровнем адаптации к упомянутым выше условиям. В свою очередь, стрессоустойчивость — индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.
Эмпирический этап исследования основывался на следующих психодиагностических методиках: Тест на стрессоустойчивость, бостонский тест — Анализ стиля жизни, Тест на учебный стресс, Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения.
Обработка теста на стрессоустойчивость показала, что большей устойчивостью к стрессу обладают студенты старших курсов (22% опрошенных против 15% первокурсников). 48% старшекурсников, а также 44% первокурсников обладают уровнем стрессоустойчивости, находящимся в пределах нормы. Большей повышенной чувствительностью к стрессу обладают первокурсники в количестве 41%. В то же время, треть старшекурсников также чувствительны к стрессу.
По результатам методики Анализ стиля жизни — уровень стресса в норме у 69% первокурсников и 52% старшекурсников. Но, высокой уязвимостью к стрессу обладают только студенты 1 курса, в количестве 4%. На эту категорию студентов стресс оказывает существенное негативное влияние. В свою очередь, высокой устойчивостью к стрессу не обладает ни один представитель студенчества.
Исследование результатов на учебный стресс показало, что напряжение, вызванное большой учебной нагрузкой беспокоит практически в равной мере первокурсников и старшекурсников. Первокурсники и студенты старших курсов считают, что такая проблема как излишне серьёзное отношение к учёбе вносит весомый вклад в их общую картину стресса. Пункт «проблемы в личной жизни» оказался актуальным и одинаково оцененным во всех выборках. Общим так же является и субъективная оценка проявлений стресса: респонденты отметили головную боль, снижение работоспособности, утомляемость.
Несмотря на сходство, наблюдаются и различия: для студентов 1 курса не является сильным стрессором недостаточность учебной литературы, пособий, материалов, даже если на первом курсе им будут преподавать английский для детей — это их абсолютно не встревожит. В то время старшекурсники обращают на это большее внимание. Закономерным является то, что такая ситуация как жизнь вдали от родителей была более оценена первокурсниками, что объясняется начальной стадией адаптации к новым условиям, старшекурсники придают этому меньшее значение. Но, проблема совместной жизни с чужими людьми практически не вызывает стресс у первокурсников. Постоянная нехватка времени максимально отмечена старшекурсниками, что также объясняется большим объёмом работы и боязнью всего не успеть, а так же повышенным уровнем ответственности, по сравнению с первокурсниками, которые ещё не в полной мере с этим столкнулись. Потеря уверенности в себе и снижение самооценки как одно из проявлений учебного стресса не столь характерно как для первокурсников, так и для старшекурсников. В то же время, ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами больше присуще первокурсникам. Общим для первокурсников и старшекурсников является повышение уровня волнения перед экзаменами, но интенсивность этого процесса выше у первокурсников.
Ярко выражены различия в оценке самочувствия и активности у студентов различных курсов. Низкая оценка данного параметра у старшекурсников может являться следствием стресса, накапливающегося на протяжении всех лет учёбы и проявляющегося в виде каких-либо соматических реакций. Низкая оценка своей активности первокурсников вполне закономерна и объяснима теми же процессами адаптации, которые только набирают силу в первом семестре учебы. Высокая активность старшекурсников связана с их готовностью применять полученные знания, умения, навыки в их будущей профессиональной деятельности, с поиском будущего места работы, повышенным стремлением к самопрезентации и самореализации.
Также, было выяснено, что подавляющее большинство испытуемых не имеют представлений о техниках НЛП и приёмах медитации, аутотренинге, как одних из множества методик снятия стрессовых состояний. В связи с этим встаёт проблема психологического просвещения. Её решение методами воспитательной работы, проводимой в ВУЗе, поможет избежать многих стрессовых ситуаций. В этом и есть сущность психологического сопровождения студентов.
Ориентируясь на студенческую среду, как на одну из сред жизни и возрастные особенности испытуемых, нами предлагается способ устранения причин стресса путём совершенствования поведенческих навыков существования в социуме, представленного академической группой. Можно повысить свой уровень самооценки при изменении телесных параметров. Прямая спина, плечи, разведенные в стороны; отсутствие лишних движений, поднятый подбородок, расслабленные мышцы, медленный темп речи, взгляд в глаза собеседнику — могут сказать об уверенности.
Для коррекции фрустрирующих состояний целесообразно применять алгоритм эффективной постановки жизненных целей, который должен характеризоваться достижимостью, позитивной формулировкой. Если при составлении планов и постановке целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов снижается.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило тезис о том, что уровень стрессоустойчивости студентов будет возрастать по мере их адаптации к условиям жизнедеятельности в ВУЗе.
|