Главная
24.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания:

растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются оригинальные методические материалы и т.д. На фоне этих прогрессивных изменений проблеме взаимоотношений детей со сверстниками не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь взаимоотношения ребенка со сверстниками несут основную эмоциональную составляющую пребывания его в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что накопление ребенком положительных эмоций в дошкольные годы обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный эмоциональный опыт, приводит к развитию недоверия к миру, отчужденности.

Современные психологи (Л.М.Костина, Б.И.Кочубей, А.М.Прихожан) отмечают, что одной из причин приобретения отрицательного эмоционального опыта поведения и общения может стать личная тревожность. Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова рассматривая причины возникновения высокой тревожности, отмечают, что чаще всего тревожность развивается, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Такой конфликт может быть вызван завышенными требованиями к ребенку со стороны родителей, которые или не выполнимы или могут унизить ребенка. Недавний устный перевод трактата А.И.Захарова рассматривает тревожность ребенка как следствие личной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, ограничивает его от трудностей и т.п. и оставаясь один ребенок тревожится, боится и волнуется. Исследователи отмечают, что возникшая тревожность отражается на взаимоотношении тревожного ребенка со сверстниками, поскольку такой ребенок часто проявляет пассивность, нерешительность, безынициативность в различных ситуациях общения или маскирует свой страх и нерешительность за проявлениями немотивированной агрессии. В связи с этим старшие дошкольники часто избегают контактов с тревожными детьми, или робкими, нерешительными, не стремящимися принимать участие в играх, или конфликтными, не умеющими управлять своим поведением.

Проблема взаимоотношений детейПоэтому тревожные дети не могут удовлетворить свою потребность в общении, что приводит к психологическому конфликту и углублению их личностной тревожности. Для решения данной проблемы, одним из средств развития уверенности в себе тревожных детей, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников, были выбраны арттерапевтические упражнения и игры. Выбор метода арттерапии определился его несомненной значимостью для позитивного эмоционального развития тревожных детей и преодоления трудностей их взаимоотношений со сверстниками. Арттерапия имеет дело преимущественно с эмоциональной сферой ребенка. Она дает детям возможность прожить, почувствовать различные ситуации. Участие в арттерапевтических играх и упражнениях в большинстве случаев вызывает у детей яркие положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность. По мере использования этого метода выделились такие его направления, как изотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия и др.

Многие арттерапевтические упражнения используют невербальные средства общения. Это делает их ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью для описания своих переживаний и особенно для нерешительных, застенчивых детей. Групповая арттерапия, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы, способствует повышению самооценки. Исходя из особенностей тревожных детей и проблем их взаимоотношений со сверстниками, можно выделить направления работы с ними: обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышение значимости и уникальности каждого ребенка для сверстников, оптимизация самооценки тревожных детей, отработка навыков владения собой в проблемных ситуациях. Подбор самих игр и упражнений, ситуаций на современном высокоразвитом информационном уровне не составит особого труда для воспитателей.

Грамотная поддержка психолога помогает отобрать для конкретной группы детей необходимые материалы и разработать ситуации. Пути решения проблемы взаимоотношений детей со сверстниками для каждого педагога свои, предложенное направление диагностически доказало свою результативность и может быть рационально использоваться.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru