Психолого-педагогические факторы познавательной деятельности будущего учителя
В мотивационной работе со студентами концентрируется желание, стремление, переживание, затем интерес (содержательный, значительный и длительный), и – состояние потребности – это и есть комплекс предпосылок направленной деятельности.
Однако деятельность требует определенных способностей, например, педагогических, а также активности – способности к производительной деятельности, особенно в интеллектуально-творческом росте.
Мотивация познавательной деятельности обусловливает возникновение потребности к познанию. Интерес и мотивы – основа для учебного процесса, необходимые условия учебной деятельности. Учебный процесс совершается более активно и в тех случаях, когда он связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения.
Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность, организуют и активизируют мыслительную деятельность студентов.
Необходима установка, настраивающая на получение ожидаемого результата, опирающаяся на цели и задачи обучения.
Познавательная деятельность будущего учителя – важный фактор развития профессионально-личностных качеств, свойств и способностей. Для этого необходимо:
- активизировать студентов на направленное волевое приобретение профессиональных знаний;
- организовать познавательную деятельность как конкретно-предметную, осознанную и социально востребованную;
- оживлять эту деятельность студентов возможностью удовлетворения личностных и профессиональных интересов и потребностей;
- постоянно поддерживать ее эмоционально-положительным настроем студентов, различными мотивами, установками и целями, разнообразием задач и возможностью широкого выбора способов и приемов, а также различными средствами, оптимизирующими познавательную деятельность;
- способствовать осознанию студентами полезности познавательной обогащенности не только для себя, но и для других;
- ориентировать студентов на глубокое восприятие, понимание, осмысление, анализ, синтез и обобщение, заключение и резюмирование познавательного материала (необходимые умственные операции), т.е. на технологию познавательного процесса;
- чтобы познавательный материал был направлен на активизацию мышления во всех формах (практическое, действенное, конкретно-образное, творческое, понятийное);
- чтобы в процессе познавательной деятельности оживлялись чувства, побуждения, мотивы (особенно нравственные и социальные);
- чтобы познавательное обогащение студентов было реализовано в учебной и педагогической деятельности (социально-полезный характер этой деятельности).
Таким образом, познавательная деятельность будущих учителей — прежде всего нелегкий интеллектуальный труд, требующий напряженного умственного усилия по приобретению профессиональных знаний, при соответствующей психолого-педагогической подготовке студентов.
В этой связи представляется чрезвычайно важным акцентировать внимание студентов на фактор труда и трудолюбия – особенно. Важно охарактеризовать такие психологические категории, как: труд, работоспособность, трудолюбие, требовательность к себе; от чего зависит продуктивность работоспособности (от увлеченности, активности, видения результата, воли, рациональной организации труда, соответствующего опыта – знаний, умений и навыков и – удовлетворенности самим процессом); отношение к труду, в том числе педагогическому, как к смыслу жизни, жизненной потребности. Без психологического подхода невозможно решение проблемы теоретико-педагогических и теоретико-практических основ подготовки будущих учителей. Здесь прежде всего необходимо учитывать такие аспекты:
- категориальные понятия личности, ее структура, развитие личности;
- характеристика студенческого возраста;
- индивидуально-типологические особенности личности;
- мотив, мотивировка; мотивация как фактор развития личности, оптимизации подготовки педагогических кадров; социально-личностный мотив выбора профессии, факторы этого выбора;
- активность студентов (познавательная, творческая, социальная);
- познавательная деятельность студентов как фактор развития личностных и профессиональных качеств, свойств и способностей будущего учителя; условия, оптимизирующие эту деятельность.
Направленность личности студентов на профессионально-педагогическую подготовку, как на определенную сферу деятельности, сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя;
- эмоционально-ценностное отношение студента к профессии; устойчивый к ней интерес;
- занятия различными видами специфической деятельности; осознание важности этого процесса в самопроявлении, в приобретении профессионально значимых качеств. Например, понимать мир ребенка, обогащать его эмоциональную и умственную сферу, раскрывать его потенциальные возможности;
- трудолюбие, осознанное, целеосмысленное.
Педагогическая деятельность требует особого склада ума, интеллектуальной деятельности, соотнесенной с педагогическими проблемами, задачами и вопросами, спецификой и логикой их решения.
Психолого-педагогические знания будущего учителя – важный компонент системы подготовки специалистов. Будущим специалистам в сфере образования необходим достаточно высокий уровень профессионализма в области психологических основ педагогики.
Будущий учитель должен знать возрастную психологию, как обеспечить положительную эмоционально-психологическую атмосферу урока, как осуществить искренний контакт с учащимися, как настроить их эмоционально-психологическую сферу на восприятие нового материала, активизировать интеллектуально-творческий потенциал, потребность в самостоятельном приобретении знаний; как дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, находить «ключ» к каждому ребенку и заинтересовать учебной деятельностью, развивать творческие способности подрастающего поколения. Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя.
|