Развитие познавательной и творческой активности учащихся
Инновационные технологии в процессе обучения построены на ведущих педагогических принципах.
Это: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры, развитие самостоятельности учащихся, их творческой активности, идея педагогического сотрудничества, компьютеризация, индивидуализация и дифференциация обучения и др.
Исходя из этого определяется содержание и структура урока, формы и методы его проведения. Так, при введении нового учебного материала используются формы лекции, доклада, репортажа, телепередачи; при закреплении, обобщении и систематизации материалов целесообразно организовать уроки-аукционы, тренинги, диспуты, инсценировки, викторины, интеллектуальные турниры; на этапе проверки и коррекции знаний плодотворны уроки «Что? Где? Когда?», творческие зачеты, эссе, семинары, защита рефератов и т.п.
В современной педагогической практике разработаны и применяются десятки новых стратегий, методов и приёмов обучения и воспитания. Назовем основные группы.
-
Инновационные методы, способствующие образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждению интереса к получению новой информации, такие как: ключевые термины, кластер. Мозговой штурм, перепутанные логические цепи, фиксирующие и проблемные вопросы, обмен мнениями и информацией, большой и малый круги.
- Инновационные методы, способствующие осмыслению новой информации, т.е. ориентированные на активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, продвинутая лекция, стратегия коллективного обучения «зигзаг», совместный поиск, инсерт (метод пометок), дебаты.
В процессе формирования этической мотивации учащихся рекомендуется использовать разнообразные формы и методы педагогических технологий: метод «Брейншторминг», работа с таблицей «ЗХУ» (Таблица — «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»), опрос, работа по стратегиям Пинбоард, Инсерт, Кластер, Презентация, «Диаграмма Венна», «Чтение с остановками», «Двучастный дневник», «Т-схема» и др.
Разработанные теоретико-педагогические положения и ориентиры, методические приемы, способы, учебные средства и условия позволяют создать мотивационную сферу подростков, вместе с тем, повысить уровень духовного воспитания обучающихся.
|