Главная arrow Статьи arrow Системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса
24.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса

Человеческий ресурсС позиции системно-синергетической концепции гуманного образования раскрыто содержание человеческого ресурса.

Выделены элементы личного ресурса человека: телесный, душевный, интеллектуальный, духовный. Выявлены виды личного ресурса человека: его образованность, профессиональная квалификация, личностный ресурс, личные ценностные ориентации, здоровье. Человеческий ресурс группы охарактеризован как объединенные личные ресурсы ее членов.

В процессе исторического развития цивилизация накопила запасы разнообразных средств, полезных для продолжения своего существования. Об этом не расскажут все тренинги Новосибирска и даже тренинги всего мира, это и достижения науки, и продукты научно-технического прогресса, а также иной опыт, отраженный в различных источниках информации либо сохранившийся в традициях, в обычаях, в иных формах связи с прошлым. Однако пользование соответствующими запасами средств возможно лишь вследствие усвоения их потомками и последующего применения в разных аспектах жизнедеятельности. Поэтому параллельно с накоплением запасов средств происходило (происходит до сих пор) образование людей с целью усвоения достижений предков.

Тем самым от поколения к поколению не только сохраняется то, что накоплено предками, но и развиваются запасы внутренних средств людей. Речь идет не только о том, что, усваивая достижения предков, человечество сохраняет их. Каждое поколение людей вносит лепту в умножение запасов средств. При этом происходит не только репродуктивное воспроизводство созданного ранее, но и креативно-продуктивное созидание качественно иных средств, полезных людям. Отсюда правомерен вывод о том, что развитию человеческой цивилизации свойственны качественные изменения внутреннего плана. Другими словами, развитие цивилизации характеризуется и тенденциями воспроизводства возможностей людей сохранять и пополнять запасы средств, полезных для социального бытия. Такого рода возможности людей составляют человеческий ресурс.

В своей целостности человеческий ресурс представляет собой нематериальный феномен, характеризующий социальную действительность в плане потенциальных возможностей людей влиять на перспективы своего существования. По сути, человеческий ресурс в целом выражается интегративным запасом нематериальных средств, пользуясь которым, цивилизация предопределяет перспективы своего существования, опираясь на усвоенный опыт предков и на собственные возможности своих представителей. Фактически, целостный человеческий ресурс рассредоточен среди людей, то есть является специфическим свойством (развившимся качеством) всех представителей социальной действительности. В связи с этим необходимо определиться с интерпретацией человеческого ресурса, свойственного отдельному представителю социальной действительности.

Интуитивно ясно, что каждый человек имеет специфический ресурс своего существования в социальной действительности. Это обусловлено и особенностями человека, наследованными от его предков, и различиями в условиях жизнедеятельности, и личным опытом ее осуществления. Все это и, возможно, что-то иное сказывается на специфике личных ресурсов людей. Поэтому личные ресурсы людей отличаются (иногда существенно) друг от друга. Однако это не исключает наличия сходства и подобия между личными ресурсами разных людей. Прежде всего, сходство личных ресурсов людей обнаруживается в их (ресурсов) элементарном составе.

Сходство ресурсов людей видится уже в том, что каждый человек характеризуется наличием тела. Тела людей обладают свойствами, обеспечивающими двигательную активность, возможности которой раскрываются в процессе жизнедеятельности. Тело человека является субстанцией осуществления биологических процессов. Понятно, что тела разных людей различаются и антропометрическими, и функциональными признаками, но те или иные возможности тела свойственны каждому человеку. Поэтому имеет смысл вычленить телесный ресурс человека в качестве одного из элементов его личного ресурса. Возможности тела человека лежат в основе его жизнедеятельности как биосоциального феномена. Это означает, что, пользуясь телесным ресурсом, человек обеспечивается всем тем, что необходимо для его жизнедеятельности не только в биологическом плане. Пользуясь телесным ресурсом, человек самореализуется в социальной действительности (в том числе и участвуя в общественном производстве).

С телесным ресурсом человека тесно связано его самочувствие. Чувственный мир человека в значительной степени зависит от состояния его телесного ресурса. Однако чувства человека полностью не определяются свойствами его тела. Это означает, что люди со сходными характеристиками телесного ресурса могут существенно отличаться друг от друга чувственным миром. В то же время общепризнанно, что чувственный мир человека влияет на его жизнедеятельность. Состояние души обусловливается спецификой чувственного мира людей. Поэтому имеет смысл выделить душевный ресурс человека как важный элемент его личного ресурса.

Благодаря душевному ресурсу человек оказывается способным выражать свое отношение к себе и к окружению. На его основе выстраиваются взаимоотношения между людьми, формируются личные ценности человека. Душевный ресурс человека предопределяет его психическое состояние. В единстве с телесным ресурсом человека его душевный ресурс обусловливает личную направленность жизнедеятельности во взаимодействии с окружением. При этом душевный ресурс предопределяет возможности человека в саморегуляции отношений к кому-то (чему-то) и в самоуправлении взаимоотношениями с кем-то (чем-то).

При этом возможности человека в самоуправлении зависят и от интеллекта — точнее от его интеллектуального ресурса. Дело в том, что интеллектуальный ресурс человека представляет собой запас личных предпосылок, благодаря которым он может познавать себя и окружение. Интеллектуальный ресурс человека лежит в основе развития его способностей в разных аспектах жизнедеятельности. Он обладает свойством накопления запасов личных предпосылок, усиливающих возможности человека в самоуправлении собой и в управлении объектами из окружения. Поэтому интеллектуальный ресурс человека играет ведущую роль в его отношениях с собой и с окружением.

Благодаря интеллектуальному ресурсу человек образуется как феномен социальной действительности, обогащаясь усвоенным социальным и приобретаемым личным опытом. На этой основе он становится способным к самореализации предпосылок. Благодаря интеллектуальному ресурсу, человек способен к продуктивным проявлениям себя в жизнедеятельности. Пользуясь опытом предков и опираясь на свой развившийся интеллектуальный ресурс, человек способен к инновациям, полезным для него и, может быть, для окружения.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru