Убеждения в учебно-воспитательном процессе
Не только в умениях и навыках, привычках и традициях закрепляется и передается людям по наследству опыт их производственной и иной деятельности.
С момента развития в процессе труда речи и сознания человека знания, передаваемые людям в процессе общения становятся важнейшим хранилищем и средством передачи жизненного опыта.
«Поколения народа проходят одно за другим, — писал К. Д. Ушинский, — но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений...».
Развитие сознания, мышления человека неразрывно связано с развитием речи, овладением языком. Одна из важнейших целей образования состоит в приобретении знаний, т. е. усвоении определенного запаса мыслей, накопленных людьми в процессе производственной, политической, научной и иной общественной деятельности. Такое усвоение непременно обусловлено и одновременно сопровождается развитием, мышления учащихся.
Мысль выражается и передается словом. Но слово лишь тогда становится эффективным средством общения, т. е. обмена определенной информацией и самостоятельных размышлений, когда оно выражает известные понятия. В противном случае слова лишь бессмысленный набор звуков или знаков. Формирование у учащихся понятий составляет одну из главных задач педагога.
Понятие — основная форма мышления. Любая мысль выражается в понятиях. Все другие формы мышления — и суждения, и умозаключения — складываются из понятий, с тем чтобы слиться в понятии, раскрывая его отдельные стороны, характеризуя его. Понятие — одновременно фундамент и венец мысли, исходный материал и конечный результат суждений и умозаключений. Понятие— то, из чего строится мысль, и то, что строится в ходе мышления.
Именно благодаря слову становится возможным само существовавние понятия — высшей формы отражения материи, т. е., такого отражения, в котором исчезают частности, а выделяется общее, существенное, — становятся возможными абстракция, обобщение, что составляет самый механизм образования понятия.
Главным источником формирования понятий, как и мышления в целом, является действительность, материальный мир во всем его многообразии. Ощущения и восприятия — простейшая форма отражения предметов материального мира в психике — поставляют материал для представлений — воспроизводимых образов предметов.
Представление о конкретном предмете содержит массу деталей, но при сравнении с представлением о другом предмете, не похожем на первый, все эти детали отходят на второй план. В то же время какие-то признаки повторяются в представлении. Эти признаки, общие для всех известных предметов, и составляют то существенное, что закрепляется в понятии. Примерно то же самое стоило бы сказать и об умозаключении, которое есть не что иное, как система суждений. Именно пройдя проверку в умозаключении, суждения аккумулируются в понятии. Образно говоря, каждое суждение — новый штрих в портрете понятия; умозаключение же играет, роль своеобразной резинки, которая стирает лишние штрихи, подчеркивает и усиливает нужные. Суждения, умозаключения, понятия — то состояния мысли, моменты ее движения. Они представляют собой формы мышления, сменяющие одна другую по мере развития его содержания. Суждения о предмете образуют умозаключение, которое аккумулируется в понятии.
Главная сложность для педагога, формирующего понятия у своих учеников, — заранее предвидеть, запрограммировать направления и ход суждений и умозаключений на пути перехода к определениям понятия, построение которых и составляет следующий, очередной этап формирования понятия.
|