Учебная автономия при обучении иностранному языку
На основе анализа научных исследований, посвященных проблемам развития навыков и умений учебной автономии при обучении иностранному языку, нами было сформулировано собственное определение данного термина.
В термине мы хотим сделать акцент на определенный перечень учебных действий, выполняемых обучающимися при обучении иностранному языку. На наш взгляд, учебная автономия — это способность обучающегося, выступающего в качестве субъекта процесса учения, самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности и переносить их в новый учебный контекст. При этом представляется необходимым подчеркнуть, что учебной автономии нельзя научить или научиться, ее можно постепенно развивать через сознательное отношение к процессу обучения.
В работе были выявлены упражнения по самостоятельному овладению языковыми знаниями. Вот эти типы упражнений:
1. По овладению метакогнитивными умениями в рамках языковой, речевой и социокультурной компетенциями:
a. Рефлексивные:
- самодиагностика уровня владения языковыми знаниями;
- самодиагностика потребностей в овладении языковыми знаниями;
- самодиагностика владения методикой самостоятельной учебной деятельности;
- самодиагностика общего эмоционального состояния.
b. Конструктивные:
- целеполагание (включая выбор объекта изучения);
- организация и планирование самостоятельной учебной деятельности;
- выбор стратегий и приемов изучения языкового материала.
2. По овладению объектно-когнитивными умениями:
- умения реализации собственной программы самостоятельной учебной деятельности по овладению языковыми знаниями;
- умения контроля за реализацией программы самостоятельной учебной деятельности в зависимости от вида речевой деятельности или аспекта языка.
3. По овладению профессионально-прикладными умениями:
- аналитическими;
- мотивационными;
- организационными.
По степени проявления познавательной самостоятельности мы предлагаем следующие упражнения:
- воспроизводящие упражнения на основе развернутых дидактических опор;
- частично-поисковые упражнения на базе редуцированных опор;
- упражнения в подлинно-самостоятельном овладении языковыми, речевыми и социокультурными компетенциями;
По данным критериям оценки результатов самостоятельного обучения отвечают следующие методы:
- опросные методы: устный опрос-беседа, интервью и письменный опрос-анкетирование студентов;
- методы тестирования — начальное, промежуточное и итоговое, сравнение результатов, математическая обработка результатов;
- целенаправленное наблюдение и самонаблюдение
Мы выделяем следующие критерии автономного образовательного пространства: структурный, процессуальный, ресурсный, субъектно-деятельностный, духовно-информационный.
|