Формирование нравственной основы правовой культуры
Одним из главных направлений правового воспитания подрастающего поколения является формирование его нравственной основы.
Нравственность — почва, на которой взрастают семена правовой воспитанности, ибо понимание правовой нормы, необходимости неукоснительного следования её предписаниям приходит через нравственное сознание, которое является ядром активной жизненной позиции личности. Поэтому о наличии у молодого человека правового сознания можно говорить только тогда, когда понимание правовых требований у него совпадает с этическими, нравственными нормами.
Но для того, чтобы нравственность могла эффективно влиять на формирование правового сознания людей, необходимо, чтобы, их нравственные представления стали их глубоким, личным убеждением и проявлялись в активной деятельности. Главное не в том, чтобы ребенок, молодой человек знал, что такое хорошо и что такое плохо, как себя надо вести в тех или иных случаях, а в том, чтобы у них утвердилась внутренняя потребность, душевный настрой на высоконравственные поступки, готовность к действию, отвечающему моральным, правовым нормам и требованиям, умение осуществлять нравственный выбор и строить в соответствии с ним свое поведение. А это требует от каждого участника правового воспитания подрастающего поколения глубоко и тонкого мастерства, чуткости и такта.
Высокое чувство нравственности нельзя внушать языком назиданий. Воспитатель должен устанавливать с подростками и молодыми людьми психологический контакт, отбирать и целенаправленно использовать воспитательные средства, действенные для конкретного момента и конкретного лица, учить и побуждать воспитуемых утверждать и отстаивать духовные ценности общества, его нравственные устои.
Результат нравственного воспитания молодежи во много зависит от того, насколько придумано и умело воспитатель ведет борьбу с недостатками их нравственной воспитанности, тщательно и кропотливо создает условия для нормального развития личности. Существенный показатель нравственной позиции — умение понять и оценить собственные поступки и поведение других лиц с точки зрения общественных эталонов нравственности. И задача воспитателя — побудить воспитуемых к самооценке своих действий и поступков, на основе нравственных критериев не только с положительной стороны, но и отрицательной.
Способность к самооценке обеспечивает нравственное совершенствование, являющееся определяющим фактором нравственного развития. Настоящий воспитатель тот, кто всемерно способствует самосовершенствованию детей, всемерно создает условия для их саморазвития, стимулирует их.
|