Обучение подрастающего поколения правам и свободам
Важной составной частью правового воспитания подрастающего поколения является обучение его правам и свободам человека, которые сегодня признаются основой человеческого существования и сосуществования.
Со слов Генерального секретаря ООН Кофи Аннана: «именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами при помощи, которых мы создаём священный дом для человеческого достоинства».
Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимым для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества, как между людьми, так и между народами.
Однако утверждение прав и свобод невозможно без осознания необходимости и важности их фактической реализации прежде всего, подрастающим поколением, которое, как сказал упоминавшийся уже Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, призвано способствовать осуществлению этих прав сейчас и навсегда, в руках которого судьба и будущее прав и свобод. Именно оно способно вдохнуть в них жизнь.
На то, что утверждение прав и свобод человека в жизни общества должно начинаться с обучения им молодежи прямо указывает целый ряд международных документов по правам человека. С призывом использовать все средства образования для того, чтобы молодые люди имели возможность развиваться в духе уважения к человеческому достоинству и равным правам, обратились в 1968 г. участники международной конференции по правам человека в Тегеране. А Генеральная Ассамблея ООН в том же году потребовала от всех членов ООН предпринять приемлемые шаги в соответствии с существующей системой обучения в каждом государстве и включить курс по правам человека в учебные планы начальных и средних школ.
Обучение подрастающего поколения правам человека призвано, во-первых, дать ему знания о том, что такое права человека, каковы их объем и содержание, как они должны осуществляться и защищаться; во-вторых, сформировать у молодых людей уважительное отношение к правам и свободам человека, понимание их социальной ценности, необходимости их соблюдения и защиты; в третьих, сформировать навыки и установки, позволяющие молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека.
Навыки предполагают умение:
- осуществлять свои права и свободы в рамках, установленных законом, и не нарушать права другого человека;
- защищать права и свободы от нарушений как свои, так и других людей;
- давать морально — правовую оценку своим действиям и действиям других людей по осуществлению своих прав и свобод;
- давать критическую оценку состоянию обеспечения прав человека, как в стране, так и в мире в целом.
Установка предполагает убежденность молодого человека в том, что:
- права человека-это высшая социальная ценность;
- человеческое достоинство, присуще каждому индивиду;
- права человека надо уважать, соблюдать и защищать
- мир будет значительно лучше, если каждый станет содействовать утверждению прав человека.
|