Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей
В последние годы в стране наблюдается рост правонарушений среди молодежи, что одним из главных направлений правовоспитательной работы в молодежной среде сделало перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей.
Перевоспитание способствует исправлению вредных для общества навыков и привычек, устранению антисоциального поведения детей, подростков, юношей, молодых людей.
Наша теория воспитания исходит из того, что недостатки в поведении, антисоциальные привычки и правонарушающие наклонности не заложены в человеке от рождения. Они приобретаются под влиянием нездоровой среды, неблагоприятных условий, а так же в результате ошибок и недостатков в воспитании. Их можно искоренить, изжить в результате изменения условий жизни и путем правильного организованного воспитания и перевоспитания.
Перевоспитание — это трудный и длительный процесс. Известно, что перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать. В процессе перевоспитания приходиться изменять, а иногда и вытеснять уже сложившиеся привычки, взгляды, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних. Особенно трудно протекает процесс перевоспитания тогда, когда антисоциальные привычки прочно закрепились в воспитуемом, когда его противоправное развитие зашло слишком далеко.
Перевоспитание всегда идет рядом с воспитанием. Для устранения недостатков в поведении детей с антисоциальными склонностями и особенно для формирования у них положительных качеств применяются те же меры педагогического воздействия, что и при воспитании. Особенно большую роль здесь играют убеждение и упражнение, воспитание в коллективе, положительные примеры поощрение и наказание. Но иногда приходится прибегать к методу взрыва, под которым А. С. Макаренко понимал «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления», т. е. предъявлять требования в категорической форме. Это сильный метод, требующий большой осторожности и педагогического мастерства. Он ставит воспитанника в неожиданное положение, заставляет его внутренне осознать всю пагубность своего поведения, критически его переоценить и принять решение, способное в корне изменить его. Очень важно, чтобы требования воспитателя были поддержаны коллективом, в котором воспитывается молодой человек.
Одно из важнейших условий перевоспитания молодых людей с антисоциальным поведением — это изменение обстановки, в которой они находятся, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на них. Воспитатель должен хорошо изучить те жизненные отношения, которые стали ведущими для молодого человека и в случае необходимости изменить их коренным образом. Практика показывает, что перевод ребенка, подростка, юноши в другой коллектив помогает им найти других товарищей, включиться в интересные дела и отвлечься от отрицательных прежних интересов и наклонностей. Положительно влияют на исправление молодого человека и создание нормальной обстановки в семье, усиление контроля за их поведением, вовлечение в разнообразную интересную для них деятельность.
Очень часто, для того, чтобы занять молодого человека, родители и воспитатели пытаются приобщить его к какой то трудовой деятельности, или устроить его в учебные учреждения. По окончанию учебы, всегда найдется работа для выпускников, а работа - это прежде всего двигатель нормальной, порядочной жизни, развитие и уверенность в завтрашнем дне.
Большое значение для перевоспитания детей с антисоциальным поведением имеет опора на положительное в их поведении. Можно у каждого найти что-то хорошее, положительное, ценное. Опираясь на это, легче устранять недостатки, пороки, изъяны в воспитании. Особенно важно стремиться к установлению правильных отношений между воспитуемым и воспитателем. Это помогает преодолеть отчуждение, конфликты, которые нередко возникают в практике воспитательной работы и отрицательно влияют на результат перевоспитания.
Процесс перевоспитания успешнее идет при условии повышения общей культуры и образования, общего развития молодого человека, активного участия в этом процессе всех звеньев системы правового воспитания.
|