Главная arrow Правовое воспитание arrow Понятие правового воспитания
28.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Понятие правового воспитания

Чтобы успешно организовать правовоспитательную работу, прежде всего, необходимо понять, что такое правового воспитание.

Сразу же необходимо оговориться, что единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание — это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.

Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой. Саади говорил: «Кот научился наукам, но не применяет их, похож на того, кто вспахал, но не сеет».

Важная составная часть правового воспитания — формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Сухомлинский писал: «Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти владеют юными сердцами».

Строгое следование требованиям правовой нормы — это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.

Известный педагог А. Детерович отмечал, что воспитание можно считать законченным тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой воли самого себя образовывать, знает способы и средства, как этого достичь.

В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий.

Личность — это не зеркало, пассивно отражающее воздействие внешнего мира. Исследования ученых показывают, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках.

На практике внимание педагога, воспитателя нередко концентрируется лишь на организации внешнего воздействия на личность- процесс же внутренней переработки этих воздействий часто выпадает из их поля зрения. Между тем очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешнее воздействие, как реагирует на него.

Следует помнить, что формирование такой психологической готовности — это не стихийный процесс, а результат повседневного направляющего воздействия субъектов воспитания.

Развитие человека нельзя сводить к усвоению социального опыта, к простому пополнению знаний, умений, навыков. Развитие находит своё выражение, прежде всего, в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Этот процесс не всегда идёт правового обучения восходящей, без конфликтов и противоречий. Воспитательное воздействие правового обучения разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта человека, через различные отношения его с предметами и явлениями окружающей действительности, к другим людям.

Эти воздействия не всегда согласованы. Нередко они действуют в противоположном направлении. Отсюда противоречивость правового воспитания.

В практике нередки случаи несогласованности в действиях различных субъектов правового воспитания, между общественным мнением и личными интересами воспитуемого, между желанием правильно поступать и возможностью действовать в соответствии с желаниями, между внешними требованиями и внутренними стремлениями воспитуемого, между целенаправленным и стихийным влиянием окружающей среды. Преодоление этих противоречий занимает большое место в сложном процессе формирования личности и во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Правовое воспитание — это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит, во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей, а во-вторых, -сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с пеленок и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности — дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке.

Правовое воспитание — процесс многоступенчатый.

На первой ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет преодоление негативного и формирование уважительного отношения к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками, убеждениями.

Разумеется, резкой грани между этими ступенями нет. Не у всех они одинаково развиваются и протекают. Правовоспитательной работе присущ концентризм, т. е. постоянное возвращение к пройденному с последовательным расширением и углублением знаний, умений, убеждений, чувств, волевой готовности.

Правовоспитательный процесс нельзя рассматривать как одностороннее целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. В правовоспитательном процессе участвуют две стороны: с одной стороны воспитатель, с другой — воспитуемый. Причем, оба являются активными участниками этого процесса. Если воспитатель выступает, как активная сторона, а воспитуемый, как пассивная, воспитательный эффект будет самый низкий. Необходимо чтобы, в этом процессе активно участвовали и воспитатель и воспитуемый. Воспитательный процесс будет тогда высоко эффектным, когда воспитуемый не только воспринимает то, что ему передается, но и сам стремится к познанию, к практическому применению своих знаний.

В тоже время правовое воспитание нельзя рассматривать как процесс с двумя участниками: воспитателем и воспитуемым. Правовоспитательный процесс — это широкий фронт воспитательного воздействия, в котором участвуют и педагог и родители, и общественность и окружающие, т. е. вся социальная среда.

Правовое воспитание — это организационная работа. А. С. Макаренко говорил: «Воспитательная работа — есть, прежде всего, работа организатора». Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса.

Процесс воспитания обязательно включает организацию жизни и деятельности молодых людей, создание правильных отношений в молодежном коллективе привлечение родителей и общественности к воспитанию порастающего поколения. Организаторами правового воспитания молодежи выступают государство, органы самоуправления граждан, руководители образовательных учреждений, воспитатели, учителя.

Правовое воспитание молодежи — это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.

Правовое воспитание- это составная часть всего воспитательного процесса, целью которого является формирование социально активной личности. Правовое воспитание нельзя рассматривать изолированно от других видов воспитания: политического, нравственного, трудового, эстетического, физического. Всё это —взаимосвязанные звенья одной системы. Если исключить хотя бы один элемент этой системы, задача воспитания подрастающего поколения остаётся неразрешённой. Результаты правового воспитания зависят от того, насколько продуманно, целеустремленно, комплексно ведется весь воспитательный процесс.

Связь правового воспитания с другими слоями воспитательной работы двоякая. С одной стороны — это важная составная часть процесса формирования всесторонне развитой личности. С другой — осознание человеком правовой нормы, выработка правового поведения, уважительного отношения к праву. Психологическая готовность действовать в соответствии с требованиями общества приходит благодаря активному воздействию других слоев культуры.

Правовое воспитание проходит на основе, прежде всего, постижения элементарных понятий о добре, зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, что можно делать и чего нельзя делать. Любое поведение человека, в том числе правомерное или неправомерное, оценивается, прежде всего, с моральных позиций. Хулиганство- это не только противоправное действие, но, прежде всего- аморальное. Нарушение трудовой дисциплины — это не только неисполнение норм трудового права, но и аморальное действие. Поэтому правовому воспитанию всегда должно предшествовать нравственное воспитание. Оно является основой правового воспитания, а правовое воспитание усиливает действенность нравственных норм.

Большой правовоспитательный потенциал заложен в политическом, трудовом, эстетическом, физическом и даже религиозном воспитании. Политическое воспитание углубляет правовое. Трудовое воспитание тесно связано с формированием правового поведения (дисциплина, организованность). Правомерное, как и нравственное поведение всегда воспринимается, как прекрасное, высоко эстетичное. Физическое воспитание дает понимание пределов применения физической силы. Религиозные понятия несут человеколюбие, лежат в основе правовых запретов, посягательства на жизнь, здоровье, на честь и достоинство, на мир, безопасность и т. д.

Таким образом, мы видим, что правовое воспитание проникает во все виды воспитательной работы и в тоже время как бы не реагирует в себе нормы политического, нравственного, эстетического, трудового, религиозного поведения. Рождённые в недрах нравственного, политического, трудового, эстетического, религиозного воспитания, вливаясь в него, правовое воспитание как бы завершает весь воспитательный цикл.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru