Правовое воспитание в дошкольных учреждениях
Следующим звеном системы правового воспитания подрастающего поколения являются детские школьные учреждения, которые располагают большими возможностями для всестороннего, в том, числе и правового, воспитания дошкольников.
Здесь воспитательный процесс протекает в обществе сверстников и поэтому особенно большое влияние на формирование у ребенка с самого раннего возраста навыков и привычек, отвечающих общественной морали, на основе которых происходит дальнейшее совершенствование личности, общее развитие и воспитание.
Воспитание ребенка в дошкольных учреждениях осуществляют квалифицированные специалисты детской психологии, которые воспитание ребенка строят на научной основе, целенаправленно. Детские школьные учреждения позволяют:
- с самого раннего возраста воспитывать у детей разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться, организовывать свое поведение;
- формировать у детей культуру поведения, понимание необходимости соблюдать общепризнанные нормы;
- учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их мнением, интересами, удобствами;
- воспитывать коллективистские навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, сдержанности, деликатности, скромности и т. д.;
- воспитывать культуру речи;
- вырабатывать элементарные навыки организации своего свободного времени;
- формировать разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Непрерывны те, кто считает, что умение вести себя в тех или иных ситуациях приходит с возрастом. Простейшие правила общения человек усваивает с самого раннего детства.
В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, симпатии, признательности, уважения.
В три-четыре года ему доступны некоторые несложные формы организованного поведения. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстниками, способны поделиться игрушкой, проявить заботу.
Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Они испытывают стыд за то, что плохо себя вели, за то что обидели или подвели кого — то, не выполнили обещание. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам.
К концу дошкольного возраста у детей появляется еще более высокая осознанность поступков, расширяются и углубляются знания об окружающем мире.
Нравственно — правовое воспитание ребенка должно начинаться с первого дня его поступления в дошкольное учреждение. Вначале у него формируется восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Позже — критическое отношение к тому, что недозволено. С самого начала принимаются меры к тому, чтобы у него не появлялись такие качества как развязанность, эгоизм, тормозящее его нравственное развитие.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмыслено, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. В этот период у ребенка формируется ответственность за собственное поведение, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор, и капризов. Большое значение имеет воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.
Детские дошкольные учреждения должны сформировать у ребенка такие нравственные качества, как вежливость, деликатность, дисциплинированность, на базе которых вырабатывается культура правового поведения. Опыт детских дошкольных учреждений убедительно показывает, что методов формирования у детей нравственно-правового поведения очень много. Нужна только инициатива и творчество со стороны воспитателей.
Успех работы по формированию у дошкольников нравственных качеств во многом зависит от примера воспитателя, от его умения создавать вокруг ребенка жизнерадостную обстановку, обращать его внимание на факты окружающей действительности, укрепляющие веру в торжество добра и справедливости. Воспитатель должен поддерживать в ребенке уверенность в защищенности его от зла и несправедливости.
Нравственно-правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Поэтому работа дошкольных учреждений по нравственно- правовому воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательною — образовательной работы с детьми; во вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка; в третьих, на оказание помощи родителям в целях повышения их педагогической культуры.
Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи должна строиться на основе:
- единства их в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям;
- взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их друг к другу;
- взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей;
- изучения и пропаганды лучшего опыта совместного воспитания среди широкого круга родителей;
- использования всех форм работы дошкольного учреждения с семьей ( ознакомление с жизнью детей в семье, педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации, групповые, общие собрания, наглядная педагогическая пропаганда и т. п.);
- привлечения родителей к работе в родительских комитетах.
|