Семья — первичное звено системы воспитания молодежи
Развитие правосознания — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю человеческую жизнь.
Но многие взгляды, жизненные позиции, мотивы поведения формируются в детские годы. От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Педагоги считают, что главные основы воспитания закладываются до пяти лет, что это 90% всего воспитательного процесса. Затем воспитание лишь продолжается.
Важное место семьи в воспитании подрастающего поколения зафиксировано в Конституции, провозгласившей семью основной ячейкой общества, состоящей у самых истоков формирования личности. Здесь формируются основы характера человека, его потребности, интересы, осуществляются социальный контроль за направленностью личности. В семье получают развитие такие духовные ценности, как любовь к Родине, к родителям, уважение к страшим, гражданственность, патриотизм, коллективизм, высокое чувство долга, желание трудиться, справедливость, честность, доброжелательность, чуткость, нетерпимое отношение к злу и насилию, на которых основывается правовое воспитание.
Воспитательное воздействие семьи на подростков носит двойственный характер: посредственный и непосредственный.
Опосредственное влияние на правовое воспитание ребенка выражается в:
- численном составе семьи, в наличии в семье одного или обоих родителей;
- образовательном и культурном уровне родителей;
- том, как складываются взаимоотношения между родителями и другими членами семьи;
- занятости родителей на работе и общественной деятельностью.
Практика показывает, что большинство подростков правонарушителей воспитывалось в малодетных и неполных семьях.
Как известно семья — это коллектив. Теряя же признаки коллектива, семья теряет большую часть своей воспитательной роли. Лучшие условия для воспитания и развития ребенка складываются в семьях с двумя, тремя и более детьми. Здесь ребенок приучается соотносить свои желание с требованиями и потребностями других детей и членов семьи. Жизнь большой семьи представляет ребенку возможность в различных формах человеческих отношений. Дети, растущие в большой семье, легко превращаются в активных членов общества. Когда же ребенок один, он привыкает к знакам внимания, а отсутствие их воспринимаете как обиду, оскорбление.
Особенно пагубным для правового воспитания подрастающего поколения и прежде всего мальчиков, является отсутствие отца. Исследования показали, что мальчики из семей, где отсутствует отец, в 20 раз больше совершают преступлений, чем девочки.
Уровень право нарушающих проступков среди молодежи находится в прямой зависимости от образовательного и культурного уровня родителей. В малокультурных семьях уровень детской преступности значительно выше чем в высококультурных.
Детям свойственно подражательство они повторяют поступки взрослых и прежде всего своих родителей. Если ребенок знает, что его отец программист, то работа java программиста ему будет казаться самой лучшей и достойной. Посему, поведение взрослых в семье является важным фактором формирования поведения детей.
К серьёзным последствиям негативного свойства ведёт занятость родителей на работе. Это основная причина безнадзорности детей. Будучи чрезмерно занятыми, они перестают участвовать в воспитании детей, не знают их потребностей, круг интересов теряют контроль за тем, чем дети занимаются вне дома. Контакты с детьми у таких родителей становятся не прочными, взаимодействия с детьми расстраиваются.
Важнейшим фактором воздействия семьи на личность детей, подростков, юношей является атмосфера родственных связей, эмоциональная близость между членами семьи. И главное, в общении с родителями и другими членами семьи у ребенка формируется такое человеческое чувство, как любовь, являющаяся важным средством приобщения молодых людей к миру, делающим постижение мира, приобщение к нему более богатым и совершенным. Любовь делает ребенка восприимчивым к нравственным установкам отца и матери, определяет прочность примера родителей для ребенка. Любовь выступает как эмоциональный важнейший фундамент, на котором в дальнейшем строятся более сложные социальные чувства. Любовь делает духовный мир молодого человека богаче, а поступки его возвышенными и благородными. Аристотель говорил: " Любить, значит желать другому то, что считаешь за благо для себя, и желать при этом не ради себя, а ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо«.
У детей, которые долго жили в среде бедной на эмоциональные проявления, часто наблюдаются серьезные срывы в поведении не только в детстве, но и когда они становятся взрослыми. Они с трудом привязываются к людям, как правило оказываются неспособными стать кому-то опорой, как впрочем и сами мало нуждаются в поддержке других. Такие люди, как правило, становятся социально пассивной личностью. «Люди, воспитанные без родительской любви, часто неполноценные люди» — писал А. С. Макаренко.
Непосредственное влияние семьи на подрастающее поколение выражается в том, что семья формирует основы будущего мировоззрения гражданина, развивает у детей духовные потребности и ценности, создает условия для первичной ориентации, приучает их к определенному порядку жизни и поведению, определяет организацию взаимоотношений между членами семьи, старшими, с окружением, прививает навыки и умения выполнять требования общества, моральной и правовой нормы, обычаи и традиции народа, побуждает соблюдать эти требования, осуществляет социальный контроль за поведением детей, за соблюдением ими режима дня, кругом их связей, где и с кем они проводят свой досуг.
Сила семейного влияния на ребенка в его непрерывности. Семья воспитывает не только тогда, когда родители осуществляют направленную воспитательную деятельность, но и своим укладом, ее традициями, потребностями, интересами.
Однако влияние семьи на ребенка не всегда положительно. Немало семей, где бытует домострой, патриархальные отношения, жесткость, конфликтная атмосфера, создающая озлобленность во внутрисемейных отношениях. В некоторых семьях распространены хмельные застолья, неуважение к нравственным общепринятым ценностям, другие показывают детям пример антиобщественного поведения, нередко вовлекают их в противоправную или антисоциальную деятельность. Достаточно много у нас семей, замкнувшихся в своём «мирке», превратившие свой дом в маленькую крепость, в которой члены семьи укрываются от окружающего мира. Семья, замкнувшаяся в себе и заботящаяся лишь о собственном благополучии, бывает очень многим недовольна, пассивна в социальном плане, ребенок в ней формируется социальным потребителем, социальным иждивенцем.
|