Стержень право воспитательного процесса
Основой правовоспитательной работы в средних образовательных учреждениях является правовое обучение, которое позволяет подвести учащихся к пониманию правовой действительности.
От общих нравственных представлений перейти к формированию в их сознании системы научных знаний о правовых явлениях, активно воздействовать на их чувства, выработать положительное эмоциональное отношение к праву.
Стержнем правового обучения и воспитания в этих образовательных учреждениях является изучение основ государства и права. Оно дает учащимся основы знаний о происхождении государства и права, их роли в развитии общества, о Конституции, об основных отраслях законодательства страны, принципах законности, задачах по ее укреплению.
Значительную сумму правовых знаний учащиеся получают также в процессе изучения других предметов, в частности истории, литературы, географии. Информация, которую предоставляют эти дисциплины, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся.
Не правы те, кто считает своим делом лишь обучение учащихся, передачу им знаний, а воспитание не включают в круг своих обязанностей или при этом не дают возможность ученикам задать вопрос психологу. Обучение — это не единственное и не самое главное средство правового воспитания школьников. Выражаясь словами Сухомлинского, можно сказать, что правовое обучение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется правовым воспитанием. В нем нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В правовом воспитании учащихся главное все — и урок, и развитие правового мышления детей вне урока, и приучение их к правоохранительной деятельности.
Та роль, которую играет обучение в системе правового воспитания учащихся, выдвигает и некоторые особые требования к процессу правового обучения, в первую очередь необходимо обеспечить дифференцированность и одновременно единство правового обучения. Преследуя общую цель — формирование правовой культуры, — учебная деятельность в начальных, базовых классах школы, колледжах, лицеях решает самостоятельные задачи.
В начальных классах формируются нравственные представления о должном, одобряемом всеми поведении, понимание добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства.
Углубленно развивать государственно — правовые знания учащихся позволяют и уроки географии, биологии, химии, физики, начальной военной подготовки, на которых в той или ной степени затрагиваются вопросы государства и права. В частности, знание основ географии, биологии, химии, физики дает представление о природных территориальных комплексах и перспективах их изменения, об экологическом состоянии окружающей среды, позволяет в сочетании с правовым воспитанием формировать навыки правильного поведения по отношению к природе.
|