Самоконтроль и самокоррекция в учении
Мощным развивающим эффектом в учении служит наличие контроля результатов учения и выделение из них информации для исправления (коррекции) недостатков в учении, выявленных при проведении контроля, — коррекционной информации.
Если коррекционную информацию о результатах контроля учения направить обратно к субъекту учения (обратная связь в учении), то начнется повторный коррекционный цикл учения, связанный с исправлением пробелов и недостатков в учении, достижением требуемого уровня и качества учения.
Контроль и коррекция могут быть осуществлены как самим субъектом учения — самоконтроль, так и кем-нибудь извне — внешний контроль. Очевидно, что в природосообразном учении имеют место внутренние самоконтроль и самокоррекция, которые будучи связанными обратной связью с самоуправляемым учением, образуют все вместе замкнутый цикл внутреннего саморазвития. В этом цикле заложен мощный потенциал саморазвития, самовоспитания и, в конечном итоге, самообразования, овладения навыками и умением учиться.
Самоконтроль, самокоррекция и самоуправление учением, охваченные обратной связью, представляют собой замкнутый цикл внутреннего саморазвития, являющийся признаком развивающего учения.
Задача преподавателя при создании им дидактической системы — создать условия для запуска и поддержания на должном уровне работу механизма внутреннего саморазвития, поднимать уровень внутреннего самоконтроля.
В принципе субъект учения, обучающийся — студент, слушатель и т.п. может пойти по пути самоучения — метода и основанной на нем модели учения, в которой собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность субъекта самоучения никем, кроме самого субъекта, не обусловлена, не управляется и не контролируется, и ничем не регламентируется.
Однако осуществить самоучение, получить общественно-признанное, качественное, систематическое образование в разумные сроки в выбранной профессиональной области сможет далеко не каждый.
Поэтому сегодня наиболее надежным и оптимальным методом и моделью получения общественно-признанного, качественного. систематического профессионального образования является обучение — метод и модель учения, в которой осуществляется целенаправленное взаимодействие учебной деятельности субъекта учения, обучающегося, и формирующей деятельности субъекта преподавания, преподавателя, в условиях регламентирующего воздействия системы образования общества.
Это приводит к необходимости создания функциональной психодидактической модели преподавания.
В данной теме воспользуемся упрощенной функционально-дидактической моделью преподавания.
|