Главная arrow Дистанционное обучение arrow Управление и самоуправление в учении
23.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Управление и самоуправление в учении

Принципы управления и самоуправления являются крайне важным моментом в любом учении.

Отсутствие единого мнения об управляемости учением и очевидная актуальность этой проблемы для проектирования эффективных дидактических систем и, в особенности, построенных на компьютерных и сетевых информационных технологиях, заставляет нас более подробно рассмотреть проблему самоуправляемости самим процессом учения, в том числе и в рамках процесса обучения.

Дело в том, что проблема управления учением возникла в 60-е годы XX столетия в связи с началом внедрения кибернетических методов управления в обучении, началом программированного обучения. При этом на смену книги, как носителя учебной информации, пришел экран вычислительной машины, а позже компьютера, на котором по определенному алгоритму (программе) предъявляется учебная информация и осуществляется управление учением.

Важно при этом то, что между книжным и экранным вариантами предъявления учебной информации существует принципиальная разница. Книге, как носителю учебной информации, внутренне присуще самоуправление в учении.

Действительно, как бы мы не излагали учебную информацию на бумажном носителе, как бы не структурировали учебный материал, субъект учения всегда может выбрать свою траекторию в его изучении — начинать читать с первых или последних страниц, возвращаться многократно в любую точку, к любому фрагменту книги, учебного пособия.

Самоуправление в учении имманентно природе книжного варианта предъявления учебной информации.

Ситуация принципиальным образом меняется при использовании учебных компьютерных программ, в которых ее создатель может заложить любой алгоритм управления учением, навязать свою, им задуманную, а точнее сказать ему присущую траекторию учения и тем самым лишить процесс учения самоуправляемости, а, следовательно, природосообразности, личной ориентированности и, в конечном итоге, эффективности. Возможно этот фактор, вернее его недопонимание, и стал одной из причин неудач, постигших в свое время программированное обучение.

Редактор сборника переводных материалов по проблемам кибернетического подхода к обучению академик А.И. Берг в своем предисловии так изложил свою точку зрения на использование в обучении принципов и методов управления, применяемых в кибернетике: «...обучение можно рассматривать как систему управления, одной из важнейших и специфических особенностей которой является то, что объектом управления в этой си-стеме является сам человек... Как и во всех других случаях управления, его оптимальность и успешность будут зависеть в первую очередь от степени изученности тех законов, в соответствии с которыми осуществляется регуляция всех жизненных и прежде всего психических актов в человеке. Мы можем строить оптимальные модели и системы управления лишь тогда, когда будем знать основные законы и параметры регуляции процессов мышления, с помощью которого осуществляется усвоения и открытия учеником законов окружающего его мира».

Таким образом, для того чтобы управлять объектом, психикой человека, надо ее хорошо знать. Но, о каком оптимальном управлении учением можно говорить, если через одиннадцать лет после издания процитированной выше книги (1970 г.), вобравшей в себя лучшие на момент издания мировые достижения в области «управления» учением и через двадцать семь лет после первой публикации американского профессора Б. Скиннера (1954 г.) — признанного основателя программированного обучения, профессор психологии Калифорнийского технологического университета Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за исследования в области функциональной асимметрии человеческого мозга. Эти исследования изменили во многом наши представления о способах и возможностях переработки информации мозгом человека — психикой, «объектом управления» кибернетических систем.

Сегодня, в начале XXI века, один из признанных авторитетов в области психологии, Ганс Юрген Айзенк, в одной из своих последних работ, где он дал краткий анализ новейших достижений мировой психологической науки, в том числе и в образовании, так подвел итоги своего обзора: «... мы уверенно можем предсказать, что придет время, когда наши нынешние попытки раскрыть тайны человеческой психики покажутся неуверенны-ми шагами малыша, который только учится ходить».

В таком случае кем и как мы собираемся управлять в учении?

Тем не менее в одной из первых значительных работ в СССР в области дидактики программированного обучения, ее автор В.П. Беспалько целый параграф посвятил «сущности процесса обучения как процесса управления усвоением». И даже в одной из своих последних работ В.П. Беспалько говорит об «алгоритме управления в дидактическом процессе».

По нашему мнению, учение по своей природе должно быть всегда самоуправляемо. Адекватно управлять усвоением знаний, освоением действий и деятельностей индивида — учением индивида — принципиально невозможно.

Великий актер Ч. Чаплин прекрасно показал результат безуспешных попыток автоматизированного управления усвоением человеком пищи в фильме «Новые времена». Аналогичная по своей сути картина происходит и с попытками автоматизации управления усвоением знаний.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru