Методика как наука. Её связь с другими дисциплинами. Базисные и смежные науки.
Долгое время методику обучения ИЯ (МОИЯ) самостоятельной наукой не считали.
Методику рассматривали как раздел педагогики, изучающий методы обучения. Однако методы обучения, предусматриваемые педагогикой, для обучения ИЯ не подходили. Они были разработаны на основе процесса обучения вообще, а не процесса обучения ИЯ в частности.
Методику рассматривали и как раздел лингвистики, превращая ее, таким образом, в собрание грамматических правил.
К первой половине XIX века наука методика оформляется как самостоятельная наука.
МОИЯ – это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале ИЯ.
В МОИЯ имеется самостоятельный объект исследования, это – процесс обучения иностранному языку, а точнее – процесс передачи знаний об ИЯ и формирования навыков и умений иноязычной речи (т.е. программы, учебники, учебные пособия, учебно-воспитательный процесс, совокупность уроков, внеклассная работа); и предмет – накопленные об объекте знания (т.е. научно обоснованное решение проблем, связанных с целями, содержанием, принципами, методами и приемами ОИЯ).
В узком смысле методика – это совокупность форм, методов и приемов работы учителя.
В широком смысле методика – это учение о методах обучения. В основе МО лежат как минимум 2 науки: дидактика + та наука, основой которой составляет содержание обучение данному предмету.
Задачи методики: раскрывать закономерности м/у явлениями обучения ИЯ на основе их изучения. На основе выявленных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя и к познавательной деятельности учащихся.
Став самостоятельной наукой, МОИЯ не стала наукой, лишенной связи с базисными и смежными науками.
К базисным наукам относятся: педагогика или дидактика – наука об образовании и обучении, психология, из которой методика черпает сведения о процессе усвоения ИЯ, о работе памяти, о теории деятельности, об особенностях формирования навыков и умений; психолингвистика, которая позволяет лучше понять механизмы порождения и распознавания речи; лингвистика, например, разработка приемов обучения употребления артиклей, согласования времен и т.п.
К смежным наукам можно отнести кибернетику, данные которой могут быть использованы, поскольку процесс обучении обладает чертами, свойственными действию сложных систем и их управлению: управляющий орган – учитель; управляемый орган – ученик и передача информации по определенному каналу; и математическую статистику, которая служит для подсчета результатов экспериментальной работы.
|