Главная arrow Фонетический материал
26.09.2017 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии
Тут http://esadigital.ru/catalog/shirokoformatnye-printery/ недорогие широкоформатные принтеры.

Фонетический материал - проблема отбора и организации фонетического материала

Содержание обучения французскому произношению предусматривает четкое произношение и различение на слух всех звуков изучаемого языка.

Соблюдение ударения в слове и предложении, произнесение предложения в соответствии с основными типами интонации.
В обучении произношению прослеживается 3 подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок.

  • Артикуляторный подход (И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапанович). Сторонники артикуляторного подхода опираются на теоретические положения, которые предусматривают:
  • опережающее   формирование   произносительных   навыков при произнесении каждого звука;
  •  знание учащимися особенностей работы органов артикуляции при произнесении каждого звука;
  • раздельное формирование произносительных и связанных с ними слуховых навыков;
  • необходимость  тщательной   отработки   каждого  звука   и независимо от его смыслоразличительных функций в слове.

При АП усвоение речедвижений опережает усвоение их акустических эффектов; обучение начинается с изучения артикуляционных позиций, присущих произнесению иноязычных фонем, и овладения этими позициями для их произношения. Отдельно отрабатываются звуки, которые даются чаще всего вне букв и располагаются по степени близости к звукам родного языка. Широко используется фонетическая транскрипция. Так строились первые вводные и фонетико-орфографические курсы, в которых звуковая сторона языка изучалась параллельно с орфографической. Позже в них стали включать и лексико-грамматический материал.


В настоящее время в рамках АП К.М. Колосов разрабатывает учебно-фонетические модели (содержат словесные инструкции, схемы, рисунки, условные знаки, акустическое отображение), т. е. особым образом закодированную информацию о функциональных и акустико-артикуляционных свойствах звуковых средств изучаемого языка. Работа учащегося с учебно-фонетической моделью предполагает пять фаз:

  • ориентировка, во время которой учащийся изучает рисунок, определяет форму и величину губного отверстия, положение языка, величину челюстного угла и т. д.
  • осуществляется планирование, во время которого учащийся проигрывает в уме все предстоящие операции и подбирает средства, с помощью которых задача может быть решена.
  • артикулирование, которое осуществляется сначала беззвучно, затем шепотом и, наконец, громко.
  • фиксирование, т.к. учащийся фиксирует отдельные артикуляционные движения в течение 3—5 секунд. Эта фаза предназначена для развития мышечного чувства.
  • контроль.

Все пять фаз обязательны на начальном этапе, в последующем действия учащихся свертываются и они переходят к построению артикуляций без опоры на материальные знаки.


АП имеет свои заслуги в МОИЯ. В его рамках впервые был поставлен вопрос о необходимости формировать произносительные навыки специально и на начальном этапе, предваряя становление автоматизмов, несвойственных иноязычной речи. Большим вкладом авторов фонетических курсов является создание многочисленных фонетических упражнений, позволяющих разработать артикуляционный аппарат учащихся. Но у АП имеются и существенные недостатки: для проведения вводных фонетических курсов требуется значительное время; работа над произносительными навыками в отрыве от становления слуховых навыков не формирует умения ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением в речевом потоке;  работа над отдельными звуками без решения коммуникативных  задач  приводит  к дезавтоматизации  произносительных навыков при переходе к экспрессивной устной речи; продолжительная работа над фонетическими упражнениями значительно снижает  мотивацию к изучению иностранного языка.

  • Акустический подход, т.е. его представители считают, что произношению можно научиться, опираясь лишь на слуховые анализаторы.

Теоретические положения этого подхода предполагают:

    • формирование    произносительных    навыков    в    процессе обучения устной речи;
    • доминирующую роль слуховых ощущений при становлении произношения;
    • опору на имитативные упражнения при обучении произношению;
    • отказ от раздельной отработки звуков иностранного языка.

В рамках АкП разрабатываются все интенсивные методы обучения. К АкП можно отнести и обучение произношению, предусмотренному в УМК по французскому языку В. А. Слободчикова и А. П. Шапко.
Недостатками АкП следует признать: плохое  иноязычное  произношение у  значительной  части учащихся; преобладание имитативных упражнений в процессе обучения произношению; трудности организации контроля и самоконтроля, особенно у лиц с плохо развитым фонематичным слухом.

  • Дифференцированный подход (Щерба Л.В.) является одним из общих методических принципов, который предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и условий обучения. ДП к формированию произносительных навыков также предполагает использование различных приемов обучения, различных упражнений в зависимости от этапа обучения, языкового материала и условий обучения. Он исходит из следующих теоретических положений:
  • комплексное включение различных анализаторов в учебный процесс способствует более эффективному формированию речевых навыков;
  • отработка    наиболее   сложных   для   усвоения   операций осуществляется изолированно;
  • становление произносительных, лексических и грамматических навыков невозможно без их включения в речь;
  • индивидуальный подход определяет эффективность формирования речевых навыков.

Слишком коротко время, отведенное на ее обработку, и слишком велика важность решения, которое следует принять. Именно поэтому и предусматривается изолированная отработка некоторых операций. Естественно, что любая изолированная отработка должна завершаться включением отрабатываемой операции в действие, а при обучении языку — в рече-в.ое действие. При формировании произносительных навыков в средней школе ДП включает:

    • Обильное аудирование иностранной речи. Оно заключается в том, что с первых занятий учитель ведет урок на ИЯ. Общение на уроках иностранного языка способствует формированию произносительных навыков в том случае, если учитель владеет тем, что можно назвать дидактическим стилем речи учителя. Дидактическая речь должна отличаться своей адаптивностью, другими словами, ее следует приспосабливать к уровню обученности адресата, используя речевую ситуацию и внося необходимые коррективы в речь в момент общения. Она должна быть максимально направлена на учащихся и выделять акустические, а если нужно, то и артикуляционные признаки.
    • Систематическую фонетическую зарядку. В течение первых 40—50 уроков ее проводить обязательно, затем она планируется один раз в неделю, а начиная с третьего года обучения — по мере необходимости. Время фонетической зарядки 3—8 минут, в зависимости от отрабатываемого звука и уровня обученности учащихся. Фонетическая зарядка имеет своим объектом звуки, слоги, слова, фразы, а также интонационные средства речи, связывание и сцепление.
    • Лабораторные упражнения. Лабораторные упражнения отличаются от других упражнений следующими характеристиками:
  • они проводятся в специально оборудованных кабинетах, где каждый учащийся имеет изолированное в звуковом отношении место;
  • они проводятся с использованием технических средств и учебных фоно- и видеограмм;
  • они предусматривают такие средства-субституты, как эталоны искомых действий, служащие ключами и обеспечивающие самоконтроль;
  • они предусматривают индивидуальную работу учащихся. Эта характеристика  особенно  важна, т.к. она обеспечивает действительно дифференцированный подход в обучении произношению.
Итак, ДП к формированию произносительных навыков предусматривает и обильное аудирование иностранной речи, и систематическую фонетическую зарядку, и лабораторные упражнения. Однако все виды работ, так же как и учебный материал упражнений, должны учитывать конкретные трудности, свойственные как всей группе учащихся, так и отдельному учащемуся.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2013 dioo.ru