Методы и средства обучения иностранному языку
Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции.
Частными функциями учителя являются: информативная, оценочная, организаторская и контролирующая. Информативную функцию учителя способны выполнять:
- правила и правила-инструкции, напечатанные в учебнике, приведенные в таблицах, в учебном фильме и т.п.;
- речевые образцы, представленные в графической или в звуковой форме;
- учебный комментарий;
- перевод или толкование новых ЛЕ;
- различные наглядные пособия.
Оценочную функцию учителя выполняют сигналы программ обучающих машин, подкрепляющие ответы учащихся, ключи к упражнениям и т.п.
Организаторскую функции выполняют задания и команды, стимулирующие учебные действия учащихся, представленные в графической или звуковой форме.
Все средства обучения ИЯ делятся на:
средства-субституты (способны выполнять отдельные функции учителя)
|
учебные материалы (служат объектом учебных действий учащихся)
|
вспомогательные средства
(облегчают труд учителя и учащихся)
|
комплексные средства
(соединяют в себе и средства-субституты, и учебные материалы, и вспомогательные средства)
|
технические
|
нетехнические
|
см. выше
|
- разрезная азбука
- кубики с буквами
- вопросно-ответные упражнения с использованием предметов
- картинки, слайды
- учебные тексты и др.
|
- классная доска, мел, указка, красная паста для фиксирования ошибок, ножницы, клей и т.п.
- магнитофон, проигрыватель, кинопроектор, телевизор и т.п.
|
- учебные программы с магнитофоном или проигрывателем
- учебные диафильмы с диапроектором и т.п.
|
- учебные пособия
- учебники
- УМК
|
Преимущества технических средств обучения:
- они способствуют решению проблемы массовости в обучении;
- они способны индивидуализировать обучения, что особенно важно для ОИЯ (работая индивидуально с магнитофоном, слабый учащийся совершит больше повторений, сильный ученик раньше перейдет к следующему упражнению);
- ТСО способны обеспечить стопроцентную активность учащихся;
- ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся при формировании навыков и умений устной речи;
- ТСО лучше, чем какие-либо другие средства обучения, способны реализовать дидактический принцип наглядности, при этом широко представлена не только зрительная, но и слуховая наглядность, а при использовании озвученных фильмов и видеофонограмм – зрительная и слуховая наглядность одновременно.
- ТСО позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи;
- ТСО способны реализовать обратную связь.
ТСО имеют значительные преимущества по сравнению с другими СО, но они имеют и недостатки – это их невысокая надежность, большая стоимость и относительная сложность в эксплуатации.
Поэтому основным и самым массовым комплексным средством обучения является учебник – необходимое средство для реализации цели, принципов, содержания и методов обучения.
Функции учебника во многом совпадают с функциями учителя:
Информационная функция в учебниках ИЯ проявляется в виде правил, объяснений, комментария, речевых образцов, таблиц, словарей и др. справочного материала. Оценочную функцию следует искать в эталонах, представленных в учебнике. Организаторская функция выражается в подборе и презентации учебного материала, в компоновке и структуре всего учебника, в формулировке заданий и т.п.
Воспитательную функцию выполняют все компоненты учебника, но особую роль в ее реализации играют учебные тексты.
Итак, учебник как бы материализует систему обучения и объединяет, таким образом, в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения.
Недостатки учебника заключаются в том, что он не дает описания всей учебной деятельности учителя, он плохо приспособлен к аудированию => учебники следует дополнить УМК, кот. представляет собой «систему дидактический средств обучения по конкретному предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося». УМК по ИЯ состоит из учебника (+ книга для чтения), книги для учителя, комплекта учебно-наглядных пособий (картинки) и видеоматериалов. Книга для учителя содержит языковой материал (без правил и объяснений), методические указания по системам упражнений, материал для аудирования, поурочное планирование и поурочные методические рекомендации.
|