Взаимосвязь предмета и метода
В педагогическом процессе уже давно выделяют 2 составляющие его компонента: деятельность учителя и деятельность учащихся, т.е. преподавание и учение.
Метод обучения – это совокупность приемов обучения, способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения. Методы преподавания включают себя разнообразные приемы обучения.
Можно выделить следующие методы работы учителя и учащихся:
методы преподавания
|
методы учения
|
1. Показ
|
1. Наблюдение
|
2. Объяснение (создание ориентировочной основы действия для учащихся)
|
2. Размышление (включающее осознание ориентировочной основы действий)
|
3. Организация практики:
а) в искусственных условиях общения на ИЯ;
б) в естественных условиях общения
|
3. Практика
|
В любой из методов преподавания может включаться контроль, любой из методов учения может дополняться самоконтролем.
Цель метода показа – формирование чувственных представлений об изучаемом предмете. МП изменяется в зависимости от ступени обучения: в 4 – 5 классах можно предъявить картинку, на среднем и старшем этапах значение раскрывается при помощи синонимов, антонимов, объяснения на ИЯ, контекста.
Цель метода объяснения – формирование понятия, донесения до учащегося правило, способы действия. На среднем и старшем этапах объяснению отводится значительно большее место, чем на начальном, т.к. языковой материал становится сложнее и, не осознав его, невозможно перейти к практике.
Метод «практика», безусловно, включает в себя основную деятельность и учителя и учащихся по овладеванию ИЯ. Именно в процессе практики формируются навыки и умения устной речи и чтения. Главная особенность этого метода в том, что он помогает включать изученный и изучаемый материал непосредственно в речевую деятельность.
Прием обучения – это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи на определенном этапе практических занятий. (Ляховицкий М.В.) Под приемами следует понимать те элементы, из которых складывается процесс применения какого-нибудь метода обучения. Один и тот же метод м.б. реализован при помощи различных приемов. О разнообразия и творческого применения приемов зависит качество педагогического процесса.
Применение того или иного приема зависит от целей обучения, от принципов, лежащих в основе методического направления, принятого в данной системе обучения, от содержания языкового материала, а также от возрастных особенностей учащихся и от их языковой подготовки.
Например, уроки по теме «...» могут быть реализованы при помощи различных методов и приемов. Показ (в процессе презентации) новых слов при помощи картинок: .... Введение речевых образцов с помощью средств наглядности: кукла, вещи... Задаются вопросы типа «Veux-tu achater cette robe, cette veste...?». На дом задается составить диалог, с употреблением новых слов. Т.об., методы показа и организации практики осуществлялись разными приемами: показ куклы с переодеванием; картинок, изображающих детали одежды, и т.п.
Существуют открытые и скрытые приемы. Открытыми приемами называются такие, которые направляют учащихся на сознательное овладевание предметом обучения. Скрытие приемы – это те приемы, при которых учащийся не подозревает (или забывает), что его в этот момент чему-то обучают. Цель скрытых приемов – создание естественных ситуаций, в которых учащийся может использовать доведенный до автоматизма языковой материал, участвуя в актах реального общения или близкого к нему.
Классификация методов:
- словесный
- наглядный
- классический
- по характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- метод проблемного изложения
- частично-поисковый
- исследовательский
|