Содержание обучения иностранному языку в средней школе, его компоненты. Требования программы.
Содержание обучения составляют те знания, навыки, умения, компетенции, овладевание которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности.
В традиционном понимании содержание обучения есть ответ на вопрос «Чему учить?».
Содержание обучения состоит из следующих компонентов:
- Знание:
- Языковой материал. В это понятие включаются те единицы языка и речи, те грамматические формы, которые учащиеся должны усвоить. Единицами языкового материала являются: фонема, морфема, слово, предложение, текст.
- Понятие о способах и приемах речевой деятельности. Речь идет о знаниях тех способов и приемов РД, навыки и умения которых следует сформировать для того, чтобы овладеть иноязычной речью. К знаниям способов и приемов РД можно отнести различные правила, например: правила образования и оформления слов, т.е. знания из области лексикологии и грамматики; правила употребления слов, т.е. знания из области стилистики, и т.д.
- Лексический фон. Изучение лексического фона характеризует лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку.
- Национальная культура. Язык является хранилищем национальной культуры. Наиболее полно национальная культура проявляется в национальных реалиях – это предметы, вещи, явления, существующие в действительности.
- Тематический материал.
- Речевые навыки – это способность автоматизировано совершать речевые действия:
- Произносительные;
- Интонационные;
- Графические;
- Орфографические;
- Лексические;
- Грамматические.
Качества навыка:
- Автоматизированность – характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;
- Гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;
- Устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;
- Сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.
- Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе РД:
- Умения аудировать;
- Говорить;
- Читать;
- Писать;
- Переводить
Качества умения:
- Осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки;
- Самостоятельность – проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой;
- Продуктивность – означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков;
- Динамизм – предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения.
Содержание обучения обладает предметной и процессуальной сторонами. Предметное содержание обучения дает представление об окружающем мире, который стал объектом рассмотрения на занятиях, и включает сферы, темы, ситуации общения, тексты.
Сфера общения |
Тема общения
|
Социально-бытовая
|
Проблемы семьи
Взаимоотношения с родителями, друзьями
Карманные деньги
|
Учебно-трудовая
|
Проблемы старшего этапа обучения
Выбор профессии
Проблемы свободного времени
Поиски заработка
|
Социально-культурная
|
Город, страна изучаемого языка
Средства массовой информации
Молодежная мода
Путешествия
Праздники
Природа и экология
Выдающиеся деятели науки и культуры
|
Процессуальное содержание общения касается действий с единицами языка, отражающими окружающий мир, что ведет к формированию знаний, навыков и умений, личности обучающегося, а также к овладению речью и речевой деятельность на изучаемом языке.
Конечным результатом усвоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность пользоваться языком в устной и письменной формах в различных ситуациях общения.
|