Главная arrow Содержание обучения
18.11.2017 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Содержание процесса обучения аудированию

Термин «аудирование» означает не просто слушание, а «понимание звучащей речи».

Раньше аудирование не выделялось из обучения устной речи, поскольку говорению нельзя научиться без умения понимать речь на слух. В последние годы аудирование выделяется как отдельный самостоятельный вид деятельности.


До сих пор это умение еще недостаточно развито у учащихся средней школы, поскольку работа над ним носит эпизодический характер и «проводится на речевых сообщениях, предъявляемых учителем в той форме, которая для того или иного класса является наиболее приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях общения».


Аудирование является непременным условием говорения, осуществляя обратную связь, без чего было бы невозможно общение при помощи речи.
Аудирование может рассматриваться в первую очередь как средство обучения иностранному языку. Устно-речевая основа этого обучения требует введения изучаемого материала в устной форме.
Наличие обратной связи дает возможность учителю не только устно предъявлять образцы в виде типовых предложений, вести с учащимися беседу в пределах программы данного года обучения, но и управлять деятельностью учащихся, отдавать приказания и сообщать инструкции на иностранном языке. Кроме того, аудирование используется как «средство создания прочных слуховых образов изучаемых языковых явлений ... в единстве с их значением»
Аудирование — необходимое   средство   овладения   произношением, т.к. даже правило-инструкция не поможет учащемуся произнести звук, не имеющийся в родном языке, если он не услышит, как его произносит учитель или диктор. То же относится и к интонации.


Аудирование рассматривается не только как средство обучения, но и как особый вид речевой деятельности отличный от говорения.
Аудирование является рецептивной формой речевой деятельности. Восприятие речи в процессе слушания основывается главным образом на слуховых ощущениях.
Процесс понимания зависит от способности удерживать в памяти отчётливо воспринятые отрезки речи. Воспринимая их, мы воспроизводим то, что слышим, в форме внутренней речи. Слуховой прием невозможен без работы речедвигательного анализатора. Проговаривание во внутренней речи может быть свернутым, если воспринимаемый материал понятен. Естественно, что внутреннее свернутое проговаривание требует умения говорить на данном языке. Понимание звучащей речи в момент восприятия сопровождается мыслительной деятельностью,  включающей   узнавание языковых средств и осмысление содержания. Осмысление происходит в результате взаимодействия слуховых ощущений в момент восприятия.
Трудности при аудировании бывают разного характера. Прежде всего это лингвистические трудности:

  1. Зависящие от звуковых особенностей французского языка. Носовые звуки отсутствуют в родном языке учащихся, поэтому они смешивают на слух такие слова, как plain – plaine, bon – bonne. Особенно большое затруднение вызывает вычленение слов в звуковом потоке французской речи из-за связывания слов.
  2. Зависящие от непонимания слов и словосочетаний.

К лингвистическим трудностям относится также различение интонации и пауз между отрезками спонтанной речи. Паузы оттеняют и выделяют мысль, делают речь более ясной и четкой.
Особые трудности вызывает слушание подлинной диалогической речи благодаря наличию в ней вводных слов, междометий, непроизнесению беглого [ə], отсутствию частицы ne в отрицательном предложении.
Поэтому в процессе преподавания иностранного языка в школе следует составлять специальные учебные диалоги или выбирать из художественной литературы тексты, в котором даются полные формы произношения.
Трудностью будут знакомые слова, употребленные в другой форме, а тем более в другом значении, например: reconnaitre — узнавать и признавать, comprendre — понимать и содержать. К экстралингвистическим трудностям относятся следующие:

  1. Чрезмерная длительность сообщения: чем короче текст, тем легче его удержать в памяти, а следовательно, понять. Поэтому на начальной ступени обучения в школе следует предъявлять для слушания микротекст (на 1 минуту звучания).
  2. Одноразовое предъявление текста. При слушании аудитор не может изменить скорость, поэтому на начальной ступени при переходе к слушанию небольшого текста, содержащего слова, о значении которых нужно догадываться по контексту, необходимо двукратное восприятие.
  3. Быстрый темп учителя или диктора.
  4. Трудность представляет и слушание сообщения в звукозаписи, которое воспринимается с большим напряжением, чем речь при непосредственном общении, дающая зрительное подкрепление (жесты, мимика).

Условия восприятия и понимания звучащей речи различны в зависимости от предъявляемого материала.
Понимание слов зависит от сформированности фонематического слуха, от знания семантико-синтаксической особенности, от умения соотносить значения слов с контекстом.


Чтобы понять высказывание на уровне предложения, необходимо, кроме того, уметь различать синтаксические связи, а главное, уметь сохранить в памяти следы от ряда слов, т. е. не делать преждевременных выводов о смысле высказывания, не закончив слушание предложения.
Понимание на уровне текста вызывает еще больше трудностей: нужно удержать в памяти все сообщение, объединить отдельные предложения, понять скрытый смысл сообщения, что является основной целью аудирования.
Учащиеся средней школы должны овладеть следующими умениями:

  1. узнавать образцы (типовые предложения) и их лексическое наполнение,
  2. понимать незнакомые элементы, опираясь на контекст,
  3. понимать целое независимо от отдельных непонятных мест,
  4. выделять факты, о которых идет речь в сообщении,
  5. отделять основное в содержании от второстепенного,
  6. улавливать логические связи.
Эти умения развиваются в процессе обучения аудированию и как средству и как цели обучения.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2013 dioo.ru