Система упражнений для формирования грамматического навыка. Требования к грамматическому правилу.
Грамматическим навыком является способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения.
Существуют 2 подхода к формированию грамматических навыков – эксплицитный и имплицитный. Эксплицитный подход предполагает формирование грамматических навыков на основе правил, о имплицитный – без изучения грамматический правил.
Различают следующие виды правил:
- правило-разъяснение
- правило-схема
- правило инструкция
- правило оперирования языковыми единицами.
Грамматический материал усваивается в процессе устного опережения, в процессе чтения и особенно при выполнении специальных упражнений. Цель грамматических упражнений – осознание формы грамматического явления, семантики некоторых функций и особенности употребления в речевой деятельности, формировании навыков грамматически правильной речи. Упражнения — важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения.
Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:
- упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;
- содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении задания;
- исключать механические приемы усвоения, предпочитая им творческие упражнения с коммуникативными и проблемными задачами. Постановка проблемы может осуществляться учителем, а ее решение – учащимися.
Подготовительные упражнения:
- Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:
- определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируйте его письменно);
- заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;
- подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции;
- назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур;
- проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;
- подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;
- Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):
- образуйте предложения, обратите внимание на форму причастия (Partizip II), составьте аналогичную таблицу с другими примерами:
- Упражнения в трансформации (преобразования касаются грамматики):
- преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями;
- преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;
- преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;
- преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.).
- Вопросоответные упражнения:
- работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:
- ответьте на вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов.
- поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (повторение приставок):
- выполните вопросно-ответное упражнение, замените ответ новым вариантом, подходящим по смыслу:
- языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?» При подведении итогов учитывается количество вопросов, лексико-грамматическая правильность и тематическая обусловленность в решении задания.
- Репродуктивные упражнения:
- дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления;
- заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;
- поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.
- Переводные упражнения:
- переведите с иностранного языка на русский предложения/ мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления;
- переведите с русского языка на иностранный предложения/ мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления;
- выполните обратный перевод (на левой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой — адекватный перевод на РЯ.
Речевые упражнения для обучения использованию грамматических явлений отличаются ситуативной обусловленностью. Ситуации способствую не только совершенствованию грамматической стороны речи, но и лексической, т.к. материал, на котором они строятся, может выходить за рамки изученной темы, особенно в неподготовленных высказываниях.
|