Планирование учебной работы
Планирование – это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.
Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.
Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
Прежде чем приступить к планированию, лучше поговорить с прежним учителем. К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08. Подводят итог прошедшего года.
Виды планов:
- годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала;
- полугодовой;
- четвертной;
- тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме);
- поурочный.
Годовой план требуется редко. Он позволяет определить языковое содержание учебного процесса.
При составлении планов учителя принимают во внимание:
- программу по ИЯ для средней школы и программу для данного года обучения;
- учебный комплекс по ИЯ для данного года обучения;
- подготовку учащихся по ИЯ и РЯ, а также общий уровень их знаний;
- перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;
- ступени обучения и возрастные особенности учащихся.
Календарный план работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель ИЯ получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения.
Примерный календарный план
дата, неделя |
название текста
|
тема устной речи
|
новая лексика
|
грамматика
|
фонетика
|
упражнения
|
самостоятельное чтение
|
общее кол-во часов
|
отметка об исполнении
|
новое
|
повтор
|
новое
|
повтор
|
класс
|
дома
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
знания, умения, навыки
(la case)
|
I четверть
|
II четверть
|
III четверть
|
IV четверть
|
конечные требования к моменту перехода в другой класс
|
1)лексика
|
|
|
|
|
|
2)грамматика
|
|
|
|
|
|
3)фонетика
|
|
|
|
|
|
4)чтение
|
|
|
|
|
|
5)устная речь
|
|
|
|
|
|
6)письменная речь
|
|
|
|
|
|
- Общее количество лексических единиц и лексического понятия, подлежащие усвоению. Во всех графах указывается новый материал;
4) Указываются § для синтетического и аналитического чтения;
5) Указываются основные виды работы по усвоению умений и навыков.
Нельзя перейти к составлению поурочных планов только на основании календарного плана. В книгах для учителей имеются краткие тематические планы с указанием отобранного для данного параграфа материала и число уроков по теме. Планирование материала необходимо, более того обязательно для всех учителей, как для молодых, так и для опытных.
Тематический план
Включает в себя серию уроков. Тематический план создается по происхождению какой-то темы. Основная задача – определение конечных целей в результате работы над какой-то темой. Представляет представить роль и место каждого отдельного урока при происхождении темы, позволяет определить конкретные задачи отдельного урока и всей темы.
Что? Где? Когда?
Обязательно нужно указать, какое количество часов отведено для работы над этой темой. Тематический план по учебнику (автор, страница, название темы).
№ урока |
задачи урока
|
языковой материал
|
виды речевой деятельности
|
повторение
|
новый
|
аудирование
|
говорение
|
чтение
|
письмо
|
|
|
|
|
|
|
|
Поурочное планирование
План-конспект урока.
Заголовок: число, класс, урок №, тема, оснащение (учебник, видео, аудио). 3 цели урока: воспитательная, общеобразовательная, развивающая.
Этапы урока |
учитель
|
ученик
|
класс
|
доска
|
д/з
|
8:00 – 8:05
|
речь учителя и действия
|
чего учитель ждет от ученика
|
что делает класс
|
что будет написано на доске, раздаточный материал
|
|
Урок иностранного языка
Урок иностранного языка – это законченный отрезок работы по обучению, на протяжении кот. осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных целей. Достижение этих целей осуществляется путем выполнения заранее спланированных индивидуальных и индивидуально-групповых заданий на основе используемых учителем средств и приемов обучения. Сущность урока заключается в его речевой направленности.
Успех ОФЯ в большей степени зависит от организации урока. Для того чтобы организовать урок в соответствии с требованиями программы, необходимо соблюдать ряд условий:
- осуществление коммуникативной направленности обучения, т.е. организация такого обучения, кот. подготовит учащихся к реальному процессу обучения.
- обеспечение активности каждого учащегося.
- отсутствие однообразия в организации урока.
- связь нового материала с уже пройденным и постоянное развитие навыков и умений говорения, аудирования и чтения.
- спокойное, внимательное и доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя.
- применение средств наглядности, в т.ч. технических.
Черты урока ИЯ:
1. Урок может быть только комплексным, в нем переплетаются различные стороны языка, различные виды работы.
2. Речевая активность учащихся.
3. Опора на РЯ, т.е. на фр. язык переносятся те знания и умения, кот. можно перенести на РЯ. Это позволяет экономить время для речевой тренировки. Параллельно с переносом знаний осуществляются противопоставления с РЯ на ИЯ.
4. Преобладание тренировки в употреблении языкового материала над владением нового.
Система урока:
I. Урок выработки первичных умений.
II. Урок выработки предречевых умений и навыков.
III. Урок выработки речевых умений и навыков.
Урок устной речи.
Урок повторения пройденного материала.
Обзорный урок.
Пробный урок.
и т.п.
Система уроков – это совокупность уроков разных типов, расположенных в определенной иерархии и подчиненных общей конечной целью.
В системе уроков соблюдается определенная последовательность работы над определенным языковым материалом, начиная с его введения и заканчивая с его употребления в речи. Система уроков может соотноситься с параграфом учебника, с разговорной темой.
В рамках уроков выработки первичных умений возможно повторение нового материала, объяснение нового материала, упражнения на узнавание и воспроизведение языкового материала. Количество уроков этого типа зависит от сложности материала и от этапа обучения.
В рамках уроков II типа продолжается работа, начатая ранее, и основное внимание уделяется автоматизации, преобразованных ранее первичных умений. Цель – превратить первичные умения в автоматизированные знания.
III тип уроков – преобладание речевых упражнений рецептивного и продуктивного характера: синтетическое чтение, диалоги, сообщения, пересказы и т.п.
Соотношение видов учебной деятельности на уроке, а также временная протяженность меняется в зависимости от этапа обучения. Каждый урок должен иметь определенную структуру. Под структурой понимается соотношение его различных частей в их строгой последовательности и взаимосвязи.
Структура урока:
I. Начало или организационный этап, от кот. зависит основной ход урока. Этот этап настройки на язык или фонетическая зарядка (повторение звуков, слогов, речёвок, считалок).
~ 2-3 минуты.
II. Этап ознакомления с новым материалом.
~ 3-10 минут.
Необходимо поставить перед учащимися цель, а в конце обязательно подвести итог.
III. Этап тренировки и усвоения нового материала. Обязательно должен быть контроль понимания.
IV. Этап проверки домашнего задания.
V. Заключительный этап. Дается д/з, кот. всегда нужно писать на доске, обычно в правом нижнем углу. Если в д/з содержатся упражнения, необходимо показать, где оно находится и как делается.
Существуют нетрадиционные формы уроков, кот. готовятся заранее (кино, музеи, прогулки и т.п.).
|