Главная arrow Особенности речи
15.10.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Особенности связной речи - особенности обучения монологической речи

Программа средней школы предусматривает обучение иноязычной речи не только в форме диалога, но и монолога.

Монологическая речь (МР) отличается тем, что состоит из одного или ряда высказываний, т.е. представляет собой текст, сообщаемый одному или нескольким слушателям. Отличительные черты МР – это последовательность, содержательность, логичность и законченность, по форме МР должна быть развернутой и направленной на то, чтобы слушающие поняли, о чем говорится.


Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин. Нельзя утверждать, что обучаться монологической речи легче, чем диалогической => трудно сказать, с чего следует начинать обучение. Практически, поскольку первым этапом является устный вводный курс, начинают с диалогической речи.


МР может быть не только устной, но и письменной. Будучи устной, она характеризуется спонтанностью, однократностью, наличием паралингвистических средств и обратной связью. Все это отсутствует в письменной речи. Важно заметить, что МР является более организованной речью, чем диалогическая. В письменной речи осуществить организацию легче, чем в устной => как сказал Леонтьев, что обучать МР легче начинать с письменной речи. ПР при обучении монологической речи используют в виде логико-синтаксических схем, в виде зрительных опор («структурный скелет»: Mon ami s’appelle... Il ... ans. Il fait ses études... Il habite... Son père est... Sa mère est ...), и просто в упражнениях. Все это стимулирует употребление усвоенной лексики, выдерживая логику изложения.

Для овладевания МР необходимо развить у школьников следующие умения:

  1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
  2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
  3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
  4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
  5. Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.

Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:

  1. Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал.
  2. Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-психологической теме.
  3. Упражнения с опорой на ситуацию.
  4. Упражнения с опорой на текст.
  5. Упражнения с опорой на наглядность.
  6. Упражнения с опорой на тему.

В области МР учащиеся должны уметь следующее:

  1. на начальном этапе обучения – описать картину, собственный рисунок; сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, о своих занятиях.
  2. на среднем этапе обучения – делать краткие сообщения (о своей школе и досугах, об увлечениях и о проведенных каникулах, о достопримечательностях и т.п.); кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст; выражать свое отношение к прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что ново; описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем).
на старшей ступени обучения – делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, о спорте, о распорядке дня и т.п.; выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише; строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т.е. что-то характеризовать, обосновывать.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru