Особенности связной речи - особенности обучения монологической речи
Программа средней школы предусматривает обучение иноязычной речи не только в форме диалога, но и монолога.
Монологическая речь (МР) отличается тем, что состоит из одного или ряда высказываний, т.е. представляет собой текст, сообщаемый одному или нескольким слушателям. Отличительные черты МР – это последовательность, содержательность, логичность и законченность, по форме МР должна быть развернутой и направленной на то, чтобы слушающие поняли, о чем говорится.
Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин. Нельзя утверждать, что обучаться монологической речи легче, чем диалогической => трудно сказать, с чего следует начинать обучение. Практически, поскольку первым этапом является устный вводный курс, начинают с диалогической речи.
МР может быть не только устной, но и письменной. Будучи устной, она характеризуется спонтанностью, однократностью, наличием паралингвистических средств и обратной связью. Все это отсутствует в письменной речи. Важно заметить, что МР является более организованной речью, чем диалогическая. В письменной речи осуществить организацию легче, чем в устной => как сказал Леонтьев, что обучать МР легче начинать с письменной речи. ПР при обучении монологической речи используют в виде логико-синтаксических схем, в виде зрительных опор («структурный скелет»: Mon ami s’appelle... Il ... ans. Il fait ses études... Il habite... Son père est... Sa mère est ...), и просто в упражнениях. Все это стимулирует употребление усвоенной лексики, выдерживая логику изложения.
Для овладевания МР необходимо развить у школьников следующие умения:
- Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
- Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
- Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
- Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
- Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:
- Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал.
- Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-психологической теме.
- Упражнения с опорой на ситуацию.
- Упражнения с опорой на текст.
- Упражнения с опорой на наглядность.
- Упражнения с опорой на тему.
В области МР учащиеся должны уметь следующее:
- на начальном этапе обучения – описать картину, собственный рисунок; сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, о своих занятиях.
- на среднем этапе обучения – делать краткие сообщения (о своей школе и досугах, об увлечениях и о проведенных каникулах, о достопримечательностях и т.п.); кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст; выражать свое отношение к прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что ново; описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем).
на старшей ступени обучения – делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, о спорте, о распорядке дня и т.п.; выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише; строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т.е. что-то характеризовать, обосновывать.
|