Методика занятий - методика проведения занятий
Виды письменных работ. Их роль в процессе обучения иностранному языку. Методика проведения.
Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося. Письменная работа проверяет:
- усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета;
- усвоения основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося,
- умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал.
Основные виды письменных работ:
- письма;
- диктант;
- изложение (прочитанного, услышанного);
- рецензии (на книгу, на рассказ, произведение искусства);
- резюме (основная идея прочитанного, услышанного);
- рефераты и аннотации;
- сочинения (интерпретация темы или проблемы).
Изложение – это письменная работа, содержащая содержание прочитанного или услышанного, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Изложение бывает 3 видов:
- развернутое – близкое к тексту, в нем учащиеся используют слова и обороты из текста, закрепляют старую и узнают новую лексику.
- сжатое – требует умения выделить главное и исключить второстепенное, требует творчества.
- свободное – связано с трансформацией языкового содержания (замена конструкций) и с модификацией содержания (можно расширить текст, изменить конец, избирательно пересказать отдельную часть, выразить отношение).
Методика проведения изложения:
- Написать заголовок на доске и попросить его перевести.
- Провести беседу.
- Написать новые слова, новые имена, топонимы и даты. Перевести. Все это послужит опорой и исключит ошибки лингвострановедческого и культурологического плана.
- Прочесть весть текст в среднем темпе один раз.
- Прочесть второй раз.
- Составить план изложения и записать его на доске.
- Дать время написать изложение и самим его проверить.
- Собрать изложения.
- Выявить типичные ошибки, желательно классифицировать их.
- На следующем уроке – анализ ошибок и работа над ними.
Составление письма способствует формированию действий по аналогии, столь необходимых для овладения набором речевых клише, эпистолярных формул, свойственных стилю письменной речи.
При написании письма нужно руководствоваться следующими требованиями:
- письмо должно иметь цель и адресат;
- письмо должно содержать этикетные формулы приветствия, прощания, поздравления, благодарности, согласия и т.п.;
- письмо должно быть структурированным.
Для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение) письменного высказывания, использую такие виды письменных работ, как составление рассказа, аналогичного прослушанного или прочитанному, по плану, в связи с данной ситуацией; придумывание начала или конца текста, сочинение в его различных вариантах, и другие.
Сочинение – наиболее трудный вид письменной речи, т.к. предполагает самостоятельный отбор языкового и фактологического материала. Это связано с умением выражать свои мысли, с самостоятельным составлением плана и умением дать элементарную оценку. По способу написания сочинения в учебной обстановке различают:
- описательное сочинение;
- повествовательное сочинение;
- сочинение-рассуждение.
Сочинение должно иметь вступление, завязку, основной момент, развязку и заключение.
Упражнения, которые предшествуют написанию сочинения:
- написание плана;
- тезисное формулирование основных положений;
- отбор речевых формул оценочного характера.
На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации.
Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.
Основные функции реферата: поисковая, коммуникативная, частично-оценочная.
Основные требования: точность и ясность.
При реферировании происходит сокращение текста, но сохраняются семантические свойства информации: клише, термины и сокращения.
Написание реферата дает возможность составителю выделить в тексте основную информацию и запомнить ее. Учебная функция реферата заключается в том, что работа над ним прививает учащимся навыки, которые могут оказаться им полезными в дальнейшем при чтении литературы и подготовке сообщений. Написание реферата формирует у учащегося действия по трансформации различных лексических и грамматических средств языка для более краткой передачи смысла.
Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения ИЯ неоценима.
Структура реферата:
1 часть – заголовочная: название статьи, имени автора, места и времени проведения.
2 часть – реферативная: аналитико-синтетическая деятельность, в результате которой должно быть отражено основное содержание текста.
3 часть – справочная: должны фигурировать дополнительные сведения (описание иллюстраций, схем, рисунков; библиография).
Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста.
Основные функции: информативно-познавательная, оценочная, побудительно-рекомендуемая.
Для аннотации характерно: обобщенность, лаконичность, малый объем, оценочная направленность и монотемность содержания.
В аннотации передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации излагается своими словами.
Упражнения, которые предшествуют написанию рефератов и аннотаций:
- выписывание из текста фактов, терминов, клише и оборотов;
- составление списка проблем, затронутых в тексте;
- комментирование цифровых данных и реалий;
- письменный пересказ текста, сокращение текста;
- оценка содержания.
|