Главная arrow Педагогическое мастерство arrow Умение учителя выражать свои чувства
07.03.2021 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Умение учителя выражать свои чувства

«Излишне доказывать, что сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными.

Поэтому такую важную роль играет умение учителя выражать свои чувства, делать их для учащихся ощутимыми и притягательными.

Для передачи своих чувств учитель использует, прежде всего, интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д.

С помощью языка чувств учитель вызывает у учащихся сопереживание, как бы заражая их своим собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика — своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности.

Учителю любого предмета следует знать, что убеждения личности вне чувств не существуют. Убеждения тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве с знаниями. На их основе формируется такое личностное этическое образование, как совесть.

В педагогике существует закон, определяющий действенность учительского труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения. На положительных чувствах наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия, обусловливающие потребности и интересы личности.

Для практической учебно-воспитательной работы учителя важно знать виды чувств, их особенности, специфику проявления. Известно, что духовный мир личности — это, прежде всего многообразнейшие и беспрерывные переживания, океан чувств. Они связаны с мышлением, волей, нравственностью, знаниями, культурой, мировоззрением. Чувства пронизывают все мироощущения и мироотношения человека. Другими словами, в чувствах выражается вся полнота человеческого бытия, и не только в его индивидуальности, но и в историчности.

На гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается педагогическое мастерство учителя. Игнорирование этого единства всегда чревато учебно-воспитательными издержками, проявляющимися в инертности, грубости, жестокости учащихся.

Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные — и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы животных чувств — инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе.

В основном педагогическая и психологическая наука дифференцируют человеческие чувства по предмету, их вызывающему. Например, говорится о существовании моральных, трудовых, интеллектуальных, практических, эстетических (вызываемых искусством) чувств. Однако определять чувства предметами окружающего мира — значит обеднять их содержательность, превращать их в механистические проявления, ограничивающие богатство человеческой духовности.

Существует и другой подход к чувствам. Наиболее полно его отразил Б. Спиноза: «Кроме чувств удовольствия или неудовольствия (положительных или отрицательных), никаких других не существует». Об этом говорил также выдающийся физиолог И. П. Павлов, назвав эти чувства стеничными и астеничными. Нам представляется, что единство положительных и отрицательных чувств можно определить понятием «эстетические чувства» и утверждать, что, кроме эстетических, других чувств нет. Сфер же, которые их вызывают, существует множество: труд, искусство, религия, человеческие отношения и т. д. К положительным эстетическим чувствам относятся прекрасное и возвышенное. К отрицательным — безобразное и низменное. Переходными между ними или промежуточными — чувство трагического и комического.

Формально-логические чувства можно определить следующим образом. Если воспринимаемый мир (природа, искусство, разные виды творческого действия человека и т. д.) соответствует идеалам воспринимающего и вызывает при этом умеренное положительное переживание, то эти чувства можно назвать прекрасными. Если при этом отмечается интенсивность положительных переживаний, такие чувства называются возвышенными. Если воспринимаемый мир не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает умеренные отрицательные переживания, то эти чувства безобразны. При чрезмерности отрицательных переживаний возникают низменные чувства. Переживание смерти близкого по идеалам человека вызывает чувство трагического, а переживание духовных недостатков, изъянов людей — чувство комического.

Чувственные переживания (положительные и отрицательные) отражают норму человеческой жизни, когда человек может управлять чувствами, держать их в узде. Когда же чувства управляют человеком, это, как правило, заканчивается болезнью. Возможен и летальный исход. Такие состояния можно назвать стрессовыми.

Природа человеческих чувств обусловлена высшей нервной деятельностью. Чувства всегда проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Внешне они выражаются в позе, в изменении тонуса шейных мышц, в динамике жестов, мимике, дыхании, интонации голоса, в движении глаз, мигании, ширине зрачков, в цвете и влажности кожи, в смехе или в плаче. Внутренне — в значительном изменении деятельности желез внутренней секреции, обильном выделении в кровь адреналина, расширении коронарных сосудов сердца, усилении свертывания крови, торможении работы пищеварительного аппарата и т. д.

Обо всем этом не только надо знать всем учителям без исключения, но и владеть методикой развития эстетических чувств учащихся, особенно положительных. На них, и только на них, базируется успех педагогического действия. И только учителя могут правильно организовать эстетическое образование и воспитание учащегося, познав законы педагогического влияния на его духовность.

-

На сайте prioritet-stroi.ru представлен большой список учебных заведений Уфы. Курсы и дополнительное образование в Уфе - отличный способ подтянуть свои знания в той или иной области и стать действительно профессионалом в своем деле!

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru