Методологическая основа самообразовательной компетентности
Универсальным средством систематизации педагогической информации служат принципы обучения, раскрывающие сущность того или иного подхода к учебному процессу.
В научно-педагогической литературе определены критерии отнесения тех или иных идей к принципам обучения:
- инструментальность принципа, которая заключается в возможности его применения и известном способе применения;
- универсальность принципа, т. е. отнесенность принципа ко всему обучению или к такому его элементу, без которого обучение неосуществимо;
- необходимость принципа, состоящая в невозможности организовать без него полноценное обучение;
- независимость принципов, их непере-крещиваемость, неподменяемость и непоглощаемость другими принципами;
- достаточность всей совокупности принципов, обеспечивающей целостный и полноценный процесс обучения.
Всем указанным критериям в наибольшей степени соответствует определение дидактического принципа, данное В.И. Загвязинский: дидактический принцип — «это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей, это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве результативных норм практики».
Чтобы выяснить роль и место принципа самообразования среди других принципов, необходимо в качестве критерия систематизации назвать такое свойство, которое дистанцировало бы данный принцип от всех остальных. Только когда принцип самообразования выступит в роли самостоятельного элемента избранной системы соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого. Принцип самообразования акцентирует внимание на этой особенности педагогического взаимодействия, подчеркивает необходимость целенаправленного осуществления комплекса мер по модернизации учебно-познавательной деятельности в соответствии с изменением условий, предмета и средств общественного труда.
Основным критерием выделения самообразования в качестве независимого принципа служит адаптационный критерий, характеризующий взаимодействие основных структурных элементов учебного процесса: обучающего как субъекта педагогического воздействия, обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности и объекта учебного познания, представленного постоянно совершенствующимися системой научных знаний и технологиями производства.
Согласно этому критерию можно выделить три группы принципов, направленных на совершенствование вполне определённых взаимодействий:
- принципы адаптационного взаимодействия обучающего с обучаемым;
- принципы адаптационного взаимодействия обучающего с объектом учебного познания;
- принципы адаптационного взаимодействия обучаемого с объектом учебного познания.
К первой группе принципов можно отнести принципы доступности, систематичности, мо-тивационного обучения и др. Вторую группу составляют принципы научности, последовательности, межпредметных связей и т. п. В третью группу входят принципы активности, сознательности, прочности и некоторые другие.
Здесь следует отметить, что предлагаемая классификация не является общей и универсальной, а содержит характерную только для неё совокупность принципов. Принцип самообразования может быть отнесён к одной из выделенных групп принципов в зависимости от субъекта самообразования. Действительно, в педагогическом процессе возможны два типа самообразования:
- самообразование обучающего,
- самообразование обучаемого. Принцип самообразования, отнесенный к третьей группе принципов, является методологическим принципом самообразования обучаемого. Он отражает направленность процесса обучения и воспитания на формирование познавательной деятельности, управляемой самим субъектом деятельности с целью приобретения систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Принцип самообразования лежит в основе всех других принципов, принадлежащих третьей группе, и существует одновременно, по крайней мере, в трех аспектах — в технологическом (принципиальная, качественная сущность), в содержательном (имеющем онтологическую и логическую стороны) и в генетическом (отражающем важные черты их формирования).
Хотя современная трактовка педагогических принципов ориентирует на всемерное развитие учебно-познавательной деятельности, идея руководства самообразованием еще не получила в дидактической теории достаточно четкого отражения. Поэтому представляется необходимым конкретизировать принцип самообразования рядом частных принципов и требований, принадлежащих третьей группе и обеспечивающих непрерывную ориентацию процесса обучения на самообразование.
В настоящее время активно внедряемый в практику образования компетентностный подход напрямую связан с методологией образования, с содержанием педагогических принципов, положенных в основу учебного процесса. Принцип обучения и профессиональная компетентность выпускника соотносятся как сущность и ее проявление, как причина и следствие, как цель и результат. В этом аспекте прослеживается взаимосвязь принципа самообразования и самообразовательной компетентности.
Под самообразовательной компетентностью мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов.
-
Пишите диплом, или курсовую работу? А может быть уже закончили? Оформите свои работы грамотно и красиво! Поможет вам в этом переплет от переплетной мастерской Динара. На сайте мастерской представлен огромный выбор работ, где вы можете подобрать для себя из готовых, или заказать абсолютно уникальный переплет.
|