Обучение английскому языку в старшей школе
Старшая школа является заключительной в процессе овладения учащимися иноязычной речью.
Уровень навыков и умений устной и письменной речи, достигнутый в основной школе, должен быть повышен. Большое внимание на третьем этапе обучения уделяется устной речи, которое приобретает качественно новое развитие относительно содержательности, большей естественности, правильности и информативности. Однако основная роль в процессе обучения иностранному языку на этом этапе отводится чтению. Тексты для чтения должны быть сложными по сравнению со средним этапом.
При обучении чтению, формируют умение ученика читать общественно-политические тексты с целью получения полной и основной информации, а также умение посмотреть и выбрать необходимую статью. Обучаясь письму, учащиеся должны овладеть умением составлять план, тезисы к устного сообщения, писать аннотации и резюме прочитанного, составлять рефераты, а также делать письменные сообщения в пределах требований к монологической речи в 5 — 12 классах.
В старшей школе завершается формирование активного словаря школьника и продолжается работа и формирование рецептивного словаря. Программа предусматривает рецептивное усвоения определенного количества лексических единиц. Грамматический материал, предназначенный для изучения в 10-12 классах, усваивается только до уровня распознавания и понимания при чтении; в 12 классе имеет значение систематизации грамматического материала, изучаемого в 5 — 12 классах.
Специфика этого этапа обучения иностранного языка определяется также возрастными характеристиками учеников, учет которых имеет большое значение для достижения целей, предусмотренных программой для 10 — 12 классов.
Старшеклассник сочетает в себе черты подростка и признаки юношеского возраста. В нем диалектически сочетаются еще не потеряна детскость с проявлениями взрослости. У старшеклассника уже складываются определенные принципы поведения, формируется образ собственного «Я», свои ценностные ориентации. Отчетливо проявляется дифференциация интересов. Отношение к дисциплинам становится более избирательным. Поскольку у учащихся с особой силой проявляется стремление к самоутверждению, самовыражению, к возможности отстаивать свои взгляды и убеждения, то именно коммуникативная направленность обучения иностранного языка и создание благоприятного психологического климата для общения являются теми факторами, которые на этом этапе имеют особую значимость. В связи с этим очень важно отбирать для уроков такой материал, который носит проблемный характер, стимулирует обмен мнениями, побуждает к размышлениям.
Разнообразие интересов, формирование профориентации делают необходимым дальнейшее усиление индивидуализации обучения ИМ. Повышение же чувства ответственности, сознательного отношения к учебе открывает большие возможности для организации самостоятельной работы, для стимулирования потребности в самообразовании. Самостоятельная работа над языком должна готовить учащихся к самостоятельному «доучиванию» и совершенствованию овладения английским языком, а именно: развивать в них умение работать со справочной литературой, иностранным текстом, техническими средствами. Так в старшей школе становится еще более актуальным сочетание индивидуальной, парной и групповой работы, где учитель выступает в роли партнера, организатора, режиссера, сценариста и т.п.
Для старшеклассников характерен более высокий уровень коммуникативного развития: они совершенно обладают морфологическими и синтаксическими аспектами речи, связностью, логичностью и последовательностью высказывания. В речи старшеклассников проявляются умения анализировать, делать выводы, прогнозировать. Все эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения иностранному языку.
Учитывая изложенное, можно констатировать следующие особенности организации учебного процесса по изучению иностранного языка в старшей школе: последовательное осуществление коммуникативно-познавательного обучения, связанного с повышением содержательности речи учащихся, использование приемов, побуждающих к выражению личного отношения к проблемам, которые обсуждаются; целенаправленная реализация принципа индивидуализации обучения, ориентированного на использование иностранного языка в будущей практической деятельности школьников, широкое применение видов и форм самостоятельной работы.
|