Главная
21.09.2014 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Наши Друзья

88x311

 

 

ax-blue

 

 

88x31

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии
Курсы налогообложение, курсы бухучета Москва. Курсы бухучета для ип Москва.

Перспективы совершенствования подготовки педагогов

Перспективы совершенствования подготовки педагоговПроцесс реформирования профессионального образования во многом зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в системе среднего, специального, профессионального образования (ССПО), так как от их научного потенциала и профессионального мастерства зависит уровень подготовленности выпускников профессиональных колледжей.

В соответствии с темой ГКНТ П-5-18. Научно-методические основы обеспечения эффективности подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для образовательных учреждений ССПО» было проведено исследование по изучению состояния подготовки профессионально-педагогических кадров в бакалавриате вузов.

В результате исследования было установлено, что на вновь созданных факультетах вузов, осуществляющих подготовку педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование, существует много нерешенных проблем, требующих анализа и практического решения. Анализ системы подготовкипедагогов-бакалавров для ССПО позволил выделить основные из них:

1. Содержание стандартов, учебных планов, программ, учебно-методического и дидактического обеспечения требует научно-методического обоснования, уточнения и доработки.

2. В содержании государственных образовательных стандартов подготовки педагогов-бакалавров по направлению «Профессиональное образование» не выделен отдельным блоком цикл педагогических дисциплин; не установлены необходимые квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам.

3. Учебные планы по направлениям подготовки педагогов-бакалавров требуют усовершенствования и унификации в связи с тем, что:

  • педагогические дисциплины разбросаны по блокам учебного плана;
  • в разных вузах наименования дисциплин педагогического цикла приведены с разными названиями и в разном объеме;
  • неправильно установлена дидактическая последовательность изучения дисциплин педагогического цикла;
  • на прохождение педагогической практики не выделяется необходимое количество времени; сроки прохождения колеблются от 3-х до 14-ти недель. В некоторых вузах вообще не предусмотрена педагогическая практика.
  • Содержательный уровень программ, учебников, учебных пособий и других учебных материалов по циклам педагогических дисциплин подготовки педагогов-бакалавров не полностью отвечает современным требованиям подготовки младших специалистов в профессиональных колледжах.
  • 78 направлений профессиональных колледжей не обеспечены профессионально-подготовленными педагогическими кадрами для ССПО.
  • Профессия педагога-бакалавра не является престижной у выпускников академических лицеев и студентов вузов.
  • На факультет Профессиональное образование студенты поступают без наличия мотивационной потребности в обучении данной профессии. Получив профессию педагога бакалавра они стараются устроиться на работу на производство (до 80% от выпуска).
  • Преподаватели кафедр «Профессиональная педагогика» зачастую не владеют спецификой работы в профессиональных колледжах и методикой преподавания профессиональных дисциплин в колледже.

Выявленные недочеты определяют сегодняшнюю ситуацию, когда уровень профессионально-педагогической квалификации педагогов-бакалавров для ССПО пока не отвечает задачам системы подготовки кадров в профессиональных колледжах и требованиям обновления экономики республики. Перечисленные недостатки в организации, содержании и учебно-методическом обеспечении учебного процесса подготовки педагогических кадров для ССПО свидетельствуют о наличии многих проблем, требующих научно-методического обоснования и практического решения. Решение данных проблем, является на сегодняшний день актуальной проблемой для дальнейшего развития ССПО.

Предложения по совершенствованию качества и эффективности подготовки педагогических кадров для ССПО

В соответствии с требованиями, поставленными Национальной программой подготовки кадров перед высшей школой, были выработаны рекомендации по совершенствованию качества и эффективности подготовки педагогических кадров для ССПО по следующим направлениям.

Кадровые ресурсы

Для выполнения задач, вытекающих из государственных, нормативных документов, влияющих на кадровые ресурсы, необходимо:

  • Регулярно изучать потребность образовательных учреждений ССПО в подготовке педагогических и профессионально-педагогических кадров.
  • Привлекать в систему подготовки профессионально-педагогических кадров педагогов-новаторов из образовательных учреждений ССПО.
  • Разработать механизм оценивания эффективности подготовки педагогических кадров для системы ССПО.
  • Обеспечить интеграцию вузов, осуществляющих подготовку кадров по направлению Профессиональное образование и институтов (центров) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы ССПО.
  • Создать и проводить на всех уровнях системы высшего образования мониторинг показателей деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по направлению Профессиональное образование.

Дополнительные потребности

Потребность в обеспечении академических лицеев и профессиональных колледжей высококвалифицированными педагогическими и профессионально-педагогическими кадрами, соответствующих требованиям государственных стандартов, требует выделения дополнительных средств.

Материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение, на уровне отдельного высшего образовательного учреждения, может осуществляться за счет следующих источников: бюджетных средств; средств образовательных учреждений полученных от обучения на платно-конкрактной основе, доходов вспомогательных хозяйств, библиотек, мастерских, спонсоров, попечительских учреждений и др.; средств иностранных кредитов и грантов, направленных на совершенствование образовательного процесса.

В результате этого появятся возможности: увеличить количество подготавливаемых педагогических кадров для ССПО в вузах; и в системе переподготовки; уличшить материально-техническое оснащение факультетов вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров для ССПО.

Организация подготовки

Для совершенствования организации подготовки педагогов-бакалавров профессионального образования необходимо:

  • Более основательно изучить позитивный опыт подготовки педагогов профессионального образования в бакалавриате вузов стран СНГ и дальнего зарубежья.
  • Учебно-воспитательный процесс на кафедрах, осуществляющих подготовку педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование, привести в соответствие с задачами и содержанием профессиональных дисциплин профессиональных колледжей.
  • Для работников деканатов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Профессиональное образование и преподавателей кафедр Профессиональная педагогика необходимо проводить: краткосрочные курсы повышения квалификации, методологические и методические семинары, тренинги, круглые столы по обмену опытом и др.
  • Повысить престижность профессии преподавателя профессионального колледжа.

Нормативно-методическое обеспечение

Для совершенствования нормативно-методического обеспечения подготовки педагогов-бакалавров профессионального образования необходимо:

  • Классификатор подготовки педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование привести в соответствие с классификатором направлений подготовки младших специалистов соответствующего профиля в системе ССПО.
  • Разработать учебно-методический комплекс подготовки педагога-бакалавра профессионального образования:
    • стандарт подготовки преподавателя по направлению Профессиональное образование, включив в него блок педагогических дисциплин;
    • унифицировать содержание педагогического образования в структуре учебного плана по показателям;
    • создать учебники по педагогическим дисциплинам для подготовки педагогов для ССПО (в печатном и электронном варианте);
    •  разработать дидактические средства обучения: плакаты, слайды, тесты, электронные учебники, конспекты лекций и др.
  • Разработать программы повышения квалификации преподавателей и руководителей кафедр Профессиональная педагогика в технических вузах по циклу психолого-педагогических дисциплин.

Немеченые в результате проведенного исследования практические предложения и рекомендации определяют перспективы дальнейшего развития системы подготовки профессионально-педагогических кадров для системы ССПО и позволяют определить пути совершенствования ее качества и эффективности.

Автор: С.Р. Волкова

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2013 dioo.ru