Перспективы совершенствования подготовки педагогов
Процесс реформирования профессионального образования во многом зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в системе среднего, специального, профессионального образования (ССПО), так как от их научного потенциала и профессионального мастерства зависит уровень подготовленности выпускников профессиональных колледжей.
В соответствии с темой ГКНТ П-5-18. Научно-методические основы обеспечения эффективности подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для образовательных учреждений ССПО» было проведено исследование по изучению состояния подготовки профессионально-педагогических кадров в бакалавриате вузов.
В результате исследования было установлено, что на вновь созданных факультетах вузов, осуществляющих подготовку педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование, существует много нерешенных проблем, требующих анализа и практического решения. Анализ системы подготовкипедагогов-бакалавров для ССПО позволил выделить основные из них:
1. Содержание стандартов, учебных планов, программ, учебно-методического и дидактического обеспечения требует научно-методического обоснования, уточнения и доработки.
2. В содержании государственных образовательных стандартов подготовки педагогов-бакалавров по направлению «Профессиональное образование» не выделен отдельным блоком цикл педагогических дисциплин; не установлены необходимые квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам.
3. Учебные планы по направлениям подготовки педагогов-бакалавров требуют усовершенствования и унификации в связи с тем, что:
- педагогические дисциплины разбросаны по блокам учебного плана;
- в разных вузах наименования дисциплин педагогического цикла приведены с разными названиями и в разном объеме;
- неправильно установлена дидактическая последовательность изучения дисциплин педагогического цикла;
- на прохождение педагогической практики не выделяется необходимое количество времени; сроки прохождения колеблются от 3-х до 14-ти недель. В некоторых вузах вообще не предусмотрена педагогическая практика.
- Содержательный уровень программ, учебников, учебных пособий и других учебных материалов по циклам педагогических дисциплин подготовки педагогов-бакалавров не полностью отвечает современным требованиям подготовки младших специалистов в профессиональных колледжах.
- 78 направлений профессиональных колледжей не обеспечены профессионально-подготовленными педагогическими кадрами для ССПО.
- Профессия педагога-бакалавра не является престижной у выпускников академических лицеев и студентов вузов.
- На факультет Профессиональное образование студенты поступают без наличия мотивационной потребности в обучении данной профессии. Получив профессию педагога бакалавра они стараются устроиться на работу на производство (до 80% от выпуска).
- Преподаватели кафедр «Профессиональная педагогика» зачастую не владеют спецификой работы в профессиональных колледжах и методикой преподавания профессиональных дисциплин в колледже.
Выявленные недочеты определяют сегодняшнюю ситуацию, когда уровень профессионально-педагогической квалификации педагогов-бакалавров для ССПО пока не отвечает задачам системы подготовки кадров в профессиональных колледжах и требованиям обновления экономики республики. Перечисленные недостатки в организации, содержании и учебно-методическом обеспечении учебного процесса подготовки педагогических кадров для ССПО свидетельствуют о наличии многих проблем, требующих научно-методического обоснования и практического решения. Решение данных проблем, является на сегодняшний день актуальной проблемой для дальнейшего развития ССПО.
Предложения по совершенствованию качества и эффективности подготовки педагогических кадров для ССПО
В соответствии с требованиями, поставленными Национальной программой подготовки кадров перед высшей школой, были выработаны рекомендации по совершенствованию качества и эффективности подготовки педагогических кадров для ССПО по следующим направлениям.
Кадровые ресурсы
Для выполнения задач, вытекающих из государственных, нормативных документов, влияющих на кадровые ресурсы, необходимо:
- Регулярно изучать потребность образовательных учреждений ССПО в подготовке педагогических и профессионально-педагогических кадров.
- Привлекать в систему подготовки профессионально-педагогических кадров педагогов-новаторов из образовательных учреждений ССПО.
- Разработать механизм оценивания эффективности подготовки педагогических кадров для системы ССПО.
- Обеспечить интеграцию вузов, осуществляющих подготовку кадров по направлению Профессиональное образование и институтов (центров) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы ССПО.
- Создать и проводить на всех уровнях системы высшего образования мониторинг показателей деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по направлению Профессиональное образование.
Дополнительные потребности
Потребность в обеспечении академических лицеев и профессиональных колледжей высококвалифицированными педагогическими и профессионально-педагогическими кадрами, соответствующих требованиям государственных стандартов, требует выделения дополнительных средств.
Материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение, на уровне отдельного высшего образовательного учреждения, может осуществляться за счет следующих источников: бюджетных средств; средств образовательных учреждений полученных от обучения на платно-конкрактной основе, доходов вспомогательных хозяйств, библиотек, мастерских, спонсоров, попечительских учреждений и др.; средств иностранных кредитов и грантов, направленных на совершенствование образовательного процесса.
В результате этого появятся возможности: увеличить количество подготавливаемых педагогических кадров для ССПО в вузах; и в системе переподготовки; уличшить материально-техническое оснащение факультетов вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров для ССПО.
Организация подготовки
Для совершенствования организации подготовки педагогов-бакалавров профессионального образования необходимо:
- Более основательно изучить позитивный опыт подготовки педагогов профессионального образования в бакалавриате вузов стран СНГ и дальнего зарубежья.
- Учебно-воспитательный процесс на кафедрах, осуществляющих подготовку педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование, привести в соответствие с задачами и содержанием профессиональных дисциплин профессиональных колледжей.
- Для работников деканатов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Профессиональное образование и преподавателей кафедр Профессиональная педагогика необходимо проводить: краткосрочные курсы повышения квалификации, методологические и методические семинары, тренинги, круглые столы по обмену опытом и др.
- Повысить престижность профессии преподавателя профессионального колледжа.
Нормативно-методическое обеспечение
Для совершенствования нормативно-методического обеспечения подготовки педагогов-бакалавров профессионального образования необходимо:
- Классификатор подготовки педагогов-бакалавров по направлению Профессиональное образование привести в соответствие с классификатором направлений подготовки младших специалистов соответствующего профиля в системе ССПО.
- Разработать учебно-методический комплекс подготовки педагога-бакалавра профессионального образования:
- стандарт подготовки преподавателя по направлению Профессиональное образование, включив в него блок педагогических дисциплин;
- унифицировать содержание педагогического образования в структуре учебного плана по показателям;
- создать учебники по педагогическим дисциплинам для подготовки педагогов для ССПО (в печатном и электронном варианте);
- разработать дидактические средства обучения: плакаты, слайды, тесты, электронные учебники, конспекты лекций и др.
- Разработать программы повышения квалификации преподавателей и руководителей кафедр Профессиональная педагогика в технических вузах по циклу психолого-педагогических дисциплин.
Немеченые в результате проведенного исследования практические предложения и рекомендации определяют перспективы дальнейшего развития системы подготовки профессионально-педагогических кадров для системы ССПО и позволяют определить пути совершенствования ее качества и эффективности.
Автор: С.Р. Волкова
|