Самостоятельное мышление учеников
Выработка навыков самостоятельного мышления учащихся в любом учебном учреждении.
Учащиеся должны самостоятельно читать литературные произведения в целом, а не в отрывках, газетные и журнальные материалы, учебники по различным предметам. Учащиеся должны пользоваться медиатехнологиями и материалами Интернета, а не получать в готовом виде «мнение» учителя. Пусть они переводят авторские идеи на доступный для себя язык и делают свои самостоятельные выводы.
Интересно будет узнать, всегда ли совпадает мировоззрение учащихся с мудростью народных изречений. Для этого учитель дает начало или первую часть пословиц (афоризмов), учащиеся должны продолжить их, высказывая свои собственные мнения. Например:
- Видя чужие пороки, умный... (избавляется от них).
- Душа может считать себя щедрой, если.... (ей приятней давать, чем получать).
- Молчание —... (золото или знак согласия).
- Поистине подозрение —...(самое некрасивое поведение).
- Ехал бы в гости,... (да никто не зовет).
- Ученик, который учится без желания, —... (это птица без крыльев).
Такой вид работы воспитывает у учащихся любовь и уважение к народным мудростям, патриотизм, духовность, развивает мышление, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. Самостоятельно мыслящая личность не будет выступать перед аудиторией по бумажке, заранее подготовленной кем-то шпаргалке. Она имеет свой голос, свое мнение, свою позицию, не повторяет вслепую чужие идеи. Чей не свойственно говорить «я тоже так думаю», «я согласен с ним (с ней)», «я тоже такого мнения» и т.д. У него вырабатываются навыки культуры речи, культуры дискутирования.
Стимулированием активности учащихся, проявлением свободы высказываний вырабатывается и критическое мышление. Этому способствует «мозговая атака», осмысление чего-то, написание аргументированного эссе, составление кластеров, опрос-анкетирование, заочная и даже целенаправленная экскурсия по духовно-историческим и культурным местам, бесед а-НОТ (вопросы о национальных обрядах и традициях).
Например, составление кластера — это педагогический прием, который помогает учащимся непринужденно думать по заданной теме. Дается ключевое слово, а они ассоциируют данное слово другими понятиями, которые приходят на ум. Количество слов-идей не ограничивается. Такая работа проста и легко запоминается.
Самостоятельное мышление — это средство формирования духовного мира личности, основной канал приобщения ее к ценностям человеческой культуры. Оно способствует быстрому вхождению нашего общества в мировую цивилизацию.
|