Главная arrow Статьи arrow Убеждения в учебно-воспитательном процессе
26.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Убеждения в учебно-воспитательном процессе

Убеждения в учебно-воспитательном процессеНе только в умениях и навыках, привычках и традициях закрепляется и передается людям по наследству опыт их производственной и иной деятельности.

С момента развития в процессе труда речи и сознания человека знания, передаваемые людям в процессе общения становятся важнейшим хранилищем и средством передачи жизненного опыта.

«Поколения народа проходят одно за другим, — писал К. Д. Ушинский, — но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений...».

Развитие сознания, мышления человека неразрывно связано с развитием речи, овладением языком. Одна из важнейших целей образования состоит в приобретении знаний, т. е. усвоении определенного запаса мыслей, накопленных людьми в процессе производственной, политической, научной и иной общественной деятельности. Такое усвоение непременно обусловлено и одновременно сопровождается развитием, мышления учащихся.

Мысль выражается и передается словом. Но слово лишь тогда становится эффективным средством общения, т. е. обмена определенной информацией и самостоятельных размышлений, когда оно выражает известные понятия. В противном случае слова лишь бессмысленный набор звуков или знаков. Формирование у учащихся понятий составляет одну из главных задач педагога.

Понятие — основная форма мышления. Любая мысль выражается в понятиях. Все другие формы мышления — и суждения, и умозаключения — складываются из понятий, с тем чтобы слиться в понятии, раскрывая его отдельные стороны, характеризуя его. Понятие — одновременно фундамент и венец мысли, исходный материал и конечный результат суждений и умозаключений. Понятие— то, из чего строится мысль, и то, что строится в ходе мышления.

Именно благодаря слову становится возможным само существовавние понятия — высшей формы отражения материи, т. е., такого отражения, в котором исчезают частности, а выделяется общее, существенное, — становятся возможными абстракция, обобщение, что составляет самый механизм образования понятия.

Главным источником формирования понятий, как и мышления в целом, является действительность, материальный мир во всем его многообразии. Ощущения и восприятия — простейшая форма отражения предметов материального мира в психике — поставляют материал для представлений — воспроизводимых образов предметов.

Представление о конкретном предмете содержит массу деталей, но при сравнении с представлением о другом предмете, не похожем на первый, все эти детали отходят на второй план. В то же время какие-то признаки повторяются в представлении. Эти признаки, общие для всех известных предметов, и составляют то существенное, что закрепляется в понятии. Примерно то же самое стоило бы сказать и об умозаключении, которое есть не что иное, как система суждений. Именно пройдя проверку в умозаключении, суждения аккумулируются в понятии. Образно говоря, каждое суждение — новый штрих в портрете понятия; умозаключение же играет, роль своеобразной резинки, которая стирает лишние штрихи, подчеркивает и усиливает нужные. Суждения, умозаключения, понятия — то состояния мысли, моменты ее движения. Они представляют собой формы мышления, сменяющие одна другую по мере развития его содержания. Суждения о предмете образуют умозаключение, которое аккумулируется в понятии.

Главная сложность для педагога, формирующего понятия у своих учеников, — заранее предвидеть, запрограммировать направления и ход суждений и умозаключений на пути перехода к определениям понятия, построение которых и составляет следующий, очередной этап формирования понятия.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru