Воспитание молодежи в высших образовательных учреждениях
Следующим звеном правового воспитания молодежи являются высшие образовательные учреждения.
Здесь закрепляются и развиваются нравственные ценности, заложенные семьей, дошкольными и средними образовательными учреждениями.
Высокий уровень обучения и воспитания достигается максимальным приближением преподавателя к студентам, уходом от массового обучения. Но для этого преподаватель должен не только активно работать со студентами, но и постоянно быть в курсе преобразований, происходящих в правовой, политической, экономической и культурной жизни общества. К сожалению, реальная действительность такой возможности преподавателю правовых дисциплин пока не дает.
На состояние правового обучения учащихся вузов серьёзно сказывается отсутствие учебной и методической литературы, которая отражала бы государственно-правовую действительность, а так же наглядных пособий и технических средств.
Другой формой правового воспитания учащихся вузов является также внеаудиторная работа. Это конференции, факультативны, кружки, диспуты, вечера, экскурсии, тематические чтения, обсуждения художественной и юридической литературы, встречи с писателями, представителями государственной власти, суда, правоохранительных органов, научно-исследовательская работа.
В высших образовательных учреждениях эти виды внеаудиторной работы могут быть дополнены теоретическими конференциями, круглыми столами, вечерами вопросов и ответов, активным участием в правоохранительной деятельности. Правоохранительная работа в вузах осуществляется на факультетах, курсах; в академических группах, в группах сформированных по интересам и специальностям, в студенческих общежитиях.
При проведении внеаудиторной правовоспитательной работы со студентами вузов, во—первых, следует учитывать социальный опыт студентов, а так же уровень их развития и воспитания, что обеспечивается раздельным планированием этой работы для студентов различных курсов. На первом курсе целесообразно проводить ее с учетом уровня знаний и навыков умственной деятельности, полученных в средних образовательных учреждениях. При этом особого внимания требует формирование правового сознания и социально — правовой активности, развитие представления о гражданских обязанностях. На втором курсе правовое воспитание должно помочь студентам овладеть основами работы по пропаганде права. На третьем курсе внеаудиторное правовое воспитание предполагает активизацию применения правовых знаний на практике и повышение социально — правовой активности студентов. На четвертом и пятом курсах правовоспитательная работа должна ориентироваться на закрепление умений и навыков, творческое применение знаний в повседневной жизни, научно исследовательской и организаторской деятельности; во-вторых, внеаудиторная работа должна включать студентов в систему общественных связей и отношений, способствовать развитию творческого самостоятельного правового мышления; в—третьих, формы и методы внеаудиторной правовоспитательной работы должны выбираться с учетом интересов студентов и обеспечивать эмоциональное воздействие проводимых мероприятий.
Важной формой правового воспитания студенческой молодежи является самовоспитание, т. е. сознательное самостоятельное повышение своей правовой культуры. Но это не стихийный процесс. Самовоспитание организуется и направляется общим процессом правового воспитания. Задачей организации правового самовоспитания студентов является вооружение их теорий и методикой самовоспитания, выработка у них потребности привычки к систематической, творческой, сознательной и самостоятельной работе над собой. Для этого используются лекции и беседы о методах и примерах самовоспитания, которые способствуют формированию у студентов понимания необходимости непрерывной, целенаправленной работы над собой, желания выработать твердую волю, повысить свою социально—правовую активность.
Правовоспитательная деятельность высших образовательных учреждений в новых условиях требует синхронности и бесперебойности работы всей системы правового воспитания, так как если в системе имеются прорывы, конечная цель не достигается.
|